Минфин подготовил "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", согласно которым "серый" фонд оплаты труда в России, с которого или вовсе не уплачиваются налоги, либо уплачиваются частично, достигает 10 трлн рублей в год.
"При этом, учитывая значительные масштабы неформальных практик на рынке труда (по оценкам, объем "серого" фонда оплаты труда - с которого налоги не уплачиваются либо уплачиваются не полностью - достигает 10 трлн рублей в год), существует риск, что по мере расширения возможностей налогового администрирования экономика все в большей степени будет сталкиваться с проблематикой субоптимальности структуры налоговой нагрузки", - сообщает агентство ТАСС со ссылкой на материалы Минфина.
При этом переход из серой в белую зону может оказаться болезненным в силу повышенной нагрузки прямых налогов на труд. "В этом контексте целесообразно рассмотреть возможность создания дополнительного экономического стимула для обеления - путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов", - говорится в документе.
Минфин неоднократно высказывался за смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов, что может существенно облегчить жизнь бизнесу. Тем не менее, для многих предприятий, которые после кризиса оказались на грани разорения, даже эта мера не выглядит стимулирующей в условиях, когда долги по налогам администрируются все жестче.
Налоговое администрирование и в самом деле постоянно ужесточается и процесс этот продолжится, уверен директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский. С одной стороны, это объективный процесс: в период кризиса происходит «расцвет» схем по минимизации платежей бизнесом. Бизнес просто вынужден оптимизировать налогообложение, поскольку финансовые показатели заметно ухудшились, потребление упало. Власти это понимают не хуже предпринимателей и стараются предотвратить такое развитие событий.
С другой стороны, властям уже стоит признать, что сегодня экономика фактически столкнулась с предельной структурой налоговой нагрузки – даже с текущими социальными платежами справляться бизнесу крайне сложно, а для некоторых невозможно. Малому бизнесу увеличили налоговую нагрузку почти в три раза, что для некоторых компаний стало критическим. Если раньше они балансировали на грани рентабельности, то сейчас просто пришлось закрыться. И замена выплат косвенными налогами лишь частично решит проблему.
Здесь, уверен Островский, следует действовать при помощи ряда мер, к примеру, продумать более гибкую систему тарификации, учитывающую количество работающих на предприятии, объем выручки, территориальное размещение. Таким примером сейчас может являться легпром. Так, Госдума приняла во втором чтении законопроект о расширении круга организаций сектора, которые могут быть отнесены к субъектам среднего предпринимательства, что позволит оказывать поддержку инвестпроектам по модернизации и созданию новых производств в данной сфере в индивидуальном порядке.
Между тем, повышение НДС, как и любого другого косвенного налога, является мерой повышения нагрузки на потребителя, а производство товаров и услуг бизнесом предполагает не только их продажу, но и покупку, считает генеральный директор МФК «Мани Фанни» Александр Шустов. Например, чтобы произвести, скажем, грузовик, необходимо закупить комплектующие у поставщика, которому в свою очередь надо закупить расходные материалы, например сталь, производителю стали для ее изготовления необходимо закупить руду, а производителю руды необходимо закупить грузовики для ее перевозки…
Транзакции, в которых бизнес выступает покупателем товаров и услуг так же облагаются НДС, что на каждом этапе представленной цепочки ведет к удорожанию товара не только для конечного потребителя, но и для бизнеса. Таким образом снижение нагрузки за счет сокращения взносов в социальные фонды с 30% до 22% при повышении ставки косвенного налога с 18% до 22% по сути ни коим образом не облегчит жизнь бизнесу. Прибегнем к простому и понятному примеру из школьной программы: у вас есть 10 яблок, вы отдаете товарищу 5, 3 из которых он кладет в левый карман, а 2 в правый, если товарищ вытащит яблоко из левого кармана в правый, количество оставшихся у вас яблок останется прежним. Примерно так же выглядит и реформа, предложенная Минфином.
При этом эксперт отмечает, что такое перекладывание будет сопровождаться ужесточением контроля над налогоплательщиками. Для справки только за первые 4 месяца текущего года объем налоговых поступлений в федеральный бюджет выросли почти на 40% в первую очередь за счет снижения объема возмещения НДС и ужесточения отвественности за уклонение от уплаты налогов. Можно, конечно, заключить, отказ от возмещения НДС в большинстве случаев происходит в результате обнаружения признаков налогового мошенничества, однако это, не всегда так. Что касается «обеления» доходов населения, то здесь все не так просто, как может показаться. С одной стороны снижение нагрузки на работодателя, связанной с необходимостью осуществления социальных взносов, должно приводить к тому, что у него будет все меньше причин платить сотрудникам серые зарплаты.
С другой стороны, говорит Александр Шустов, для самих сотрудников в сокращении налогов на труд нет ничего хорошего, поскольку фактически эти взносы осуществляются в их интересах: государство по сути отказывается от части поступлений средств, формирующих социальные фонды, которые и так остаются достаточно скудными, а это первые предпосылки для дальнейшего реформирования систем пенсионного обеспечения и обязательного медицинского страхования. Это параллельно с ростом розничных цен, неизбежным в случае повышения ставки НДС, приведет к очередному витку роста расходов населения, снижению реальных располагаемых доходов домохозяйств и необходимости формировать сбережения или совершать инвестиции, способные создать альтернативу государственному пенсионному обеспечению.
Проще говоря, Минфин, преследуя цели по обелению экономики и выводу из тени 10 триллионов рублей за счет снижения нагрузки на бизнес, предлагает повысить нагрузку на потребителя, то есть на население. Тот факт, заключает аналитик, что предложенные министерством маневры планируется реализовать в 2019-2020 годах, то есть уже после выборов 2018 года, как минимум говорит о том, что масштабной поддержки со стороны общества этих шагов ожидать не стоит.