Чтобы найти общий язык с Россией США сворачивают программу ЦРУ по помощи вооруженной сирийской оппозиции, сообщила газета The Washington post. Однако даже если эта информация соответствует действительности, говорить о полном отказе американцев от помощи противникам Башара Асада все равно нельзя.
По данным WP, решение закрыть программу помощи повстанцам, было принято месяц назад. Это произошло после беседы Трампа с директором ЦРУ Майком Помпео и правой рукой президента во всем, что касается Сирии, помощником по национальной безопасности Гербертом Макмастером. Учитывая, что беседа состоялась перед саммитом «Большой двадцатки», где, как известно, прошли переговоры российского и американского президентов, сворачивание программы помощи повстанцам выглядит как уступка Путину и является частью сделки с ним.
Основания считать, что Запад и Россия достигли какой-то закулисной договоренности по Сирии, действительно имеются. Чего только стоит недавнее заявление президента Франции Эммануэля Макрона о том, что его страна больше не требует ухода Башара Асада от власти. На этом фоне и сворачивание программы ЦРУ не кажется неожиданным. Конечно, Белый дом поспешил выступить с опровержениями: давать лишний повод для критики и для подозрений в уступках Москве Трампу сейчас ни к чему. Однако это тот случай, когда информация журналистов вызывает больше доверия, чем официальные сведения.
Сам факт существования программы ЦРУ широко известен. Она была принята в 2013 году и вызывала много нареканий из-за своей низкой результативности. Изначально в ней были задействованы группировки, состоящие преимущественно из мусульман-суннитов, составляющие Сирийскую свободную армию, к тому времени изрядно потрепанную в боях с правительственными войсками и с формированиями ИГИЛ. Когда у армии Асада появилась российская авиаподдержка, скромные успехи его противников из числа прозападной сирийской оппозиции в значительной мере обесценились. Во многих регионах, прежде всего, на юге Сирии, постепенно восстанавливалось своеобразное статус-кво. Правительственная армия не могла занять эти территории, ее противники не могли развить свое наступление. Сейчас юг, район границы с Иорданией, и вовсе станет частью зон безопасности, где не будут идти боевые действия.
Между тем, отказ от программы ЦРУ вовсе не означает сворачивание помощи противникам Асада как таковой. Он просто свидетельствует о том, что у США в регионе есть другие фавориты. Куда большую боеспособность, чем Сирийская свободная армия, демонстрируют Демократические силы Сирии. Эту организацию американцы усиленно стараются представить общесирийской, но ее ядро по-прежнему составляют курдские отряды. Им помощь по программе ЦРУ сейчас не так уж и нужна: они закалены в боях и неплохо подготовлены. Иное дело – американская поддержка с воздуха и поставки оружия. А и то, и другое Трамп сворачивать вовсе не собирается.
Сейчас Демократические силы Сирии довольно успешно ведут бои за столицу ИГИЛ – город Ракку. Видимо, честь добить врага на территории страны, взяв район Дэйр-эз-Зора, тоже будет отдана американцами им. Как сложатся взаимоотношения Демократических сил и Асада после разгрома общего врага пока не очень понятно, но едва ли они будут мирными. Правительство Сирии враждебно относится к идее автономии курдов. Хотя боев между Демократическими силами и армией Асада сейчас нет, они могут запросто вспыхнуть. Тогда американцы безусловно окажут поддержку своим новым фаворитам.
Кстати, курдский вопрос в Сирии, а так же соседнем Ираке неминуемо будет обостряться по мере слабления позиций ИГИЛ. Многочисленные организации этого разделенного народа станут требовать платы за свой если не решающий, то очень важный вклад в деле победы над религиозными радикалами. Этим вкладом может стать только создание собственного государства или уж во всяком случае, широкой автономии. Где, в каких границах и на каких условиях в высшей степени не ясно. Очевидно лишь, что самоопределение нации, занимающей территорию Турции, Ирана, Ирака и Сирии, вызовет серьезные изменения в регионе. Тем более, что по крайней мере, в Иракском Курдистане есть богатые месторождения нефти. А если Демократическим силам будет сопутствовать успех и в Сирии, им достанутся нефтяные поля Дэйр-эз-Зора. В любом случае, после разгрома ИГИЛ именно от решения курдского вопроса будет зависеть судьба Ближнего востока. Это Трамп прекрасно осознает и готовится к будущему.