18 июля Белый дом официально объявил о назначении 57-летнего американского политика, дипломата и бизнесмена Джона Мида Хантсмана – младшего новым американским послом в России. Дж. Хантсман принадлежит к числу американских политических «тяжеловесов», и поэтому его утверждение в новой дипломатической должности в Сенате США не создаст никаких проблем, разве что антироссийски настроенные сенаторы, которые составляют большинство, напутствуют его быть пожестче и поагрессивнее в отношениях с Москвой. В представлении Белого Дома перечисляются все основные достоинства и заслуги Хантсмана, который занимает должность председателя Атлантического совета, ведущего аналитического центра в области внешней политики, и Фонда Хантстмана по борьбе с раковыми заболеваниями. В сообщении Белого дома отмечается, что «ранее он достойно проявил себя на государственной службе, будучи послом в Китае и Сингапуре, заместителем Торгового представителя США, заместителем помощника министра торговли по делам Восточной Азии и Тихого океана и заместителем помощника министра торговли по вопросам развития. Он также дважды избирался губернатором штата Юта. В частном секторе он является членом Совета директоров таких известных компаний как “Хилтон”, “Шеврон”, “Форд Мотор Компани” и “Катерпиллер”. Он и его жена Мэри Кэй воспитывают семерых детей».
Однако в этом перечне заслуг и достоинств Дж. Хантсмана, возможно, отсутствует самый главный реквизит – данные о его личном состоянии, которое оценивается примерно в 1 млрд долл. Именно на этом основании миллиардер Хантсман, наряду с мультимиллионером Р. Тиллерсоном, рассматривался Трампом в конце 2016 г. в качестве кандидата на должность государственного секретаря США. В этом плане Дж. Хантсман имеет отношение не столько к дипломатической службе США, сколько к «теневому кабинету» администрации Трампа, состоящему из примерно 15 наиболее успешных (и, следовательно, состоятельных) американских бизнесменов и финансистов и созданного Трампом в форме «Президентского форума стратегии и развития» [1].
Интересные исторические параллели
В перечне 7 американских послов, которые были аккредитованы в Москве с начала 1990-х годов, начиная с Т. Пикеринга и заканчивая Дж. Теффтом, Хантсман, возможно, займет особое место. Все они, за исключением проф. М. Макфолла, который занимал эту должность в 2012-2014 гг., были профессиональными дипломатами, воплощавшими традиционные модели дипломатических отношений. Хантсман абсолютно по всем своим характеристикам и значимости напоминает А. Гарримана, доверенного посланника Т. Рузвельта, который был послом США в Москве в исторически переломные 1943-1946 гг. Миллионер Гарриман также имел три ипостаси – бизнесмен, дипломат и политик. Председатель и член совета директоров многих американских компаний, главным образом в сфере железнодорожных перевозок. Председатель Консультативного совета деловых кругов США в 1937-1939 гг. при министерстве торговли США, но фактически – при президенте Ф. Рузвельте. Губернатор штата Нью-Йорк в 1954-1958 гг., дважды неудачно участвовавший в президентских гонках, добиваясь выдвижения кандидатом на пост президента США от Демократической партии в 1952 и 1956 гг. В период после Второй мировой войны он занимал различные дипломатические должности, в том числе —заместителя госсекретаря США в 1961-1965 гг.
Принимая во внимание нынешнюю истерию в США вокруг связей и контактов Д. Трампа и членов его семьи с Россией и российскими представителями, можно предположить, что Хантсман, будучи членом правящей американской политической элиты, станет доверенным представителем Трампа, имеющим прямой доступ к президенту США. Возможно, именно этим соображением и руководствовался Трамп, выдвигая кандидатуру Хантсмана на пост американского посла в Москве.
Помимо этого, фигура посла всегда прямо или косвенно говорит о значимости страны его пребывания в приоритетах американской внешней политики. Совершенно очевидно, что назначение Хантсмана однозначно свидетельствует о том, что Россия и российское направление будут занимать очень важное место в системе внешнеполитических связей Америки. Фактически администрация Трампа «по умолчанию» вынуждена признать и исходить из того обстоятельства, что на протяжении последних лет сформировался многополярный мир, и Россия превратилась в важного игрока на международной арене с законными интересами которого просто-напросто нельзя не считаться.
Однако на этом параллели с А. Гарриманом и периодом середины 1940-х годов не кончаются. Советско-американские отношения в тот период строились на трёхсторонней основе – в треугольнике Москва – Вашингтон – Лондон. В 1943 г. стало очевидным, что Вторая мировая война идёт к концу и встаёт исключительно важная проблема послевоенного устройства мира. Назначение Хантсмана, который был американским послом в Сингапуре в 1992-1993 гг. и послом в Китае в 2009-2011 гг., можно интерпретировать таким образом, что российско-американские отношения с приездом Хантсмана в российскую столицу будут строиться в треугольнике Москва – Вашингтон – Пекин.
Главная стратегическая установка Вашингтона – не допустить формирования российского-китайского стратегического партнёрства – напрямую зависит от того, каким образом беспрецедентное давление Вашингтона и его союзников на Москву может отразиться на российско-китайском сближении. Аналитики влиятельного Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) отмечают, что в последнее время «экономический спад и обусловленные им структурные сдвиги в экономике Китая стали свершимся фактом, что начинает сказываться и на китайской внешней политике. В новых экономических условиях высшим стратегическим приоритетом для Китая становится национальная безопасность, а не экономика».
При этом эксперты Атлантического совета отмечают, что в области обеспечения своей национальной безопасности Россия и Китай ищут и находят всё больше точек соприкосновения и общих интересов. Так, эксперт Атлантического Совета М. Гебарт прямо пишет о том, что, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) «является преимущественно организацией, уделяющей основное внимание вопросам безопасности, в которой Россия и Китай имеют примерно равные права. Поэтому Китай и Россия рассматривают присутствие американских вооруженных сил в центральной Азии как явную угрозу их интересам национальной безопасности» [2]. Показательно, что эксперты Атлантического совета недавно единодушно высказались за изменение формата антироссийских санкций с целью «избежать нежелательных последствий» как для американских фирм, так и американской внешней политики.
Прагматичный политик
«Шведский стол» дарований и опыта Хантсмана неизбежно заставляет задаваться вопросом о том, какими особенностями будет отличаться его деятельность на посту американского посла в Москве. Знакомство с фактами его политической биографии показывает, что он принадлежит к числу политиков-прагматиков, которые меняют свои позиции и взгляды в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры. В свое время американские политологи характеризовали Хантсмана как «консервативного технократа-оптимиста, готового плотно работать даже с президентом Бараком Обамой». Конъюнктурность позиций, занимаемых Хантсманом, наглядно проявила себя в ходе президентской кампании 2016 г. Весной 2016 он поддержал кандидатуру Д. Трампа на пост президента США от Республиканской партии, однако осенью после очередного скандала с высказываниями Трампа в отношении женщин отозвал своё «благословление».
Эта политическая изменчивость Хантсмана распространяется даже на его религиозные взгляды. В мае 2011 г. он так охарактеризовал свое членство в мормонской церкви: «Сегодня в мире имеется 13 миллионов мормонов. Это очень разнообразное и неоднородное собрание людей. И среди этих 13 млн людей вы найдете множество разных взглядов и колоссальный разброс мнений. Я был воспитан мормоном, моя жена принадлежит к Епископальной церкви, наши дети – католики».
Поэтому есть все основания полагать, что Хантсман будет последовательно проводить ту политику в отношении России, которая будет сформулирована в доктринальных внешнеполитических документах Белого дома, Совета национальной безопасности и Государственного департамента США.
- Более подробно о «Президентском форуме стратегии и развития» см.: Злобин Н. Кто есть кто в команде Трампа. М.: Издательство «Э», 2017 , с. 270-301.
- Atlantic Council. Future Europe Initiative. Gebhardt M. Journey to the West. Chinese Opportunities in European Infrastructure Expansion. Issue Brief. July 2017. P. 4.
О кандидатуре нового посла см. также материал "Без иллюзий: что ждать Москве от Джона Хантсмана"