Закон строг. Так мы его...
Президентом Польши Анджей Дуда стал 6 августа 2015 года. Два года его шутливо называли «нотариусом» правящей партии «Право и справедливость» (PiS), в которой он состоял, пока не возглавил страну. Дуда неоднократно заявлял, что полностью поддерживает линию партии, из которой вышел два года назад, и доказывал это делами, подписывая все законы, предлагаемые PiS и утверждаемые контролируемым ею сеймом.Однако сейчас, похоже, журналистам придется придумывать Анджею Дуде новое прозвище. Дело в том, что он произвел, без преувеличения можно сказать, сенсацию, причем, не только в Польше, но и в масштабах всей Европы. В начале недели президент Дуда подписал всего лишь один из трех новых законов судебной реформы, при помощи которой PiS хочет подчинить третью ветвь власти. Больше всего споров вызвала попытка правительства реформировать Национальный судебный совет (KRS), который назначает судей Верховного суда. Речь идет об окончании срока полномочий 15 судей KRS и разрешении сейму самому назначить им замену. Т. е., правящая партия намерена сама назначать ей же выбранных кандидатов, среди которых, как нетрудно догадаться, критиков власти не будет.
Стратегию PiS в отношении судебной власти и прочих реформ как нельзя лучше выразил бывший диссидент, а ныне депутат сейма, лидер радикального движения «Борющаяся Солидарность» Корнель Моравецкий: «Закон важен, но он не является чем-то священным и неприкосновенным. Над законом стоит благосостояние народа. Если закон препятствует этому благосостоянию, то мы должны относиться к нему, как к чему-то, что можно нарушить и изменить».
Как нетрудно догадаться, самыми громкими аплодисментами это выступление в сейме было встречено депутатами от правящей партии.
Нотариус стал политиком
Анджей Дуда не стал подписывать два наиболее противоречивых закона и этим удивил всех, включая самых близких помощников и друзей. Короче говоря, решение президента потрясло политический мир Польши. Подписанный им закон разрешает министру юстиции увольнять и назначать судей только региональных и апелляционных судов.Ярослав Качиньский, «серый кардинал» Польши и самый влиятельный политик страны, пока на «предательство» поддержанного им на президентских выборах Дуды не отреагировал. Что же касается бывших однопартийцев президента рангом пониже, в частности Рышарда Терлецкого, возглавляющего фракцию PiS в парламенте, то они уже два дня критикуют его и обещают преодолеть президентское вето. Кульминацией атаки на президента стало заявление по национальному телевидению премьер-министра Беаты Шидло: «Президент заставил нас сбавить скорость, но мы не сдадимся и реализуем нашу программу».
Действительно, «Право и справедливость» впервые после выборов 2015 г. вынуждена затормозить в своей агрессивной кампании подчинения всех государственных и иных институтов и организаций.
Десятки тысяч поляков, протестующих против реформы судебной власти, решение Анджея Дуды, конечно же, поддерживают. Дуда впервые открыто пошел против Качиньского после декабря 2014 года, когда лидер PiS назначил малоизвестного члена Европарламента от Польши кандидатом от партии на президентских выборах. С тех пор и до минувшего понедельника ставленник верно следовал линии партии. Достаточно сказать, что первый «залп» в попытке PiS подчинить Конституционный суд, который имеет право отменять законы под предлогом того, что они противоречат конституции Польши, сделал ни кто иной, как Анджей Дуда. Он отказался приводить к присяге трех судей, выбранных предыдущим парламентом.
Смелое решение Анджея Дуды наверняка затруднит для него участие в следующих выборах президента Польши, которые состоятся в 2020 году, если, конечно, он намерен в них участвовать. Едва ли PiS теперь согласится вновь выдвигать его своим кандидатом. Следовательно, считают политологи, Анджей Дуда может создать собственную партию, которая наверняка будет оппозиционной.
ЕС на пути к санкциям против Польши
В Брюсселе отказ президента подписывать два закона встретили с нескрываемой радостью. Европейские власти неоднократно призывали президента Польши воспользоваться своим правом вето. Однако в Еврокомиссии понимают, что борьба еще не закончена, и готовы наказать Варшаву в том случае, если она найдет иные способы провести свою судебную реформу.В среду президент ЕК Жан-Клод Юнкер и его первый заместитель Франс Тиммерманс получат полномочия без проволочек начать процедуру наказания Польши, если она примет в августе скандальные законы. Теоретически, по крайней мере, Польшу могут лишить права голоса в Совете Европы. Для этого, правда, потребуется согласие всех членов Совета. Между тем, венгерский премьер Орбан уже не раз обещал заблокировать любой наказание Варшавы.
Что же касается первого шага на пути активации Статьи 7 Договора о Европейском Союзе - официального заявления о том, что правление закона в Польше под угрозой, у ЕК есть для этого и возможности, и желание. Для принятия его понадобится согласие 4/5 членов ЕС, не считая самой Польши, т.е. 22 стран. Столько сторонников ЕК во главе с Юнкером наберут без особых проблем.