6 кризисов в мире, которые могут испортить отпуск

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
28 июля 2017, 12:26

Читайте Monocle.ru в

Собираясь в августе в связанный с путешествием отпуск, можно столкнуться с проблемами, способными испортить отдых, в самых разных местах — испанских и итальянских пляжей до гималайских вершин. Речь идет о внутри- и внешнеполитических кризисах и рисках. Журнал Politico насчитал в августе 2017 года шесть таких кризисов.

В Европе главный, пожалуй, политический кризис полыхает сейчас в Польше, где правящая партия «Право и справедливость» (PiS), контролирующая парламент и, как считалось до минувшего понедельника, президента Анджея Дуду, пытается взять под контроль судебную систему. Против этих намерений правительства крайне резко выступает не только Брюссель, угрожающий Варшаве едва ли лишением права голоса в Совете Европы и штрафами, но и многие тысячи поляков, устраивающие многолюдные демонстрации протеста как в столице, так и в других польских городах, а также президент Польши. Пока акции протеста проходят довольно мирно, но не исключена эскалация напряженности и столкновения с полицией.

В Италии отдыху, особенно на море, могут помешать мигранты из Африки и Азии, третье лето кряду тысячами отплывающие сюда от  побережья разгромленной недавно Ливии в поисках лучшей жизни в Европе. ЕС договорился с Турцией и рядом африканских стран, чтобы они попытались уменьшить численность беженцев, но люди продолжают рисковать своими жизнями и пытаться переправиться через Средиземное море на лодках и в утлых суденышках.

Миграция способна потопить правительство любой европейской страны и существенно повлиять на ход избирательных кампаний в Германии и Австрии. Любое крупное происшествие с мигрантами на море или теракт в Европе могут поставить, в который уже раз, ребром этот вопрос, крайне взрывоопасный как для европейских политиков, так и для простых европейцев.

Неспокойно сейчас и в Лондоне. Хотя градус напряженности, связанный с потенциальным внутриполитическим кризисом, который может быть спровоцирован неминуемой потерей консерваторами большинства в парламенте, конечно, не идет ни в какое сравнение с итальянским или польским.

Еще в одном излюбленном месте отдыха, на Пиренеях, самая горячая точка сейчас – Каталония. Значительная часть населения этого региона не оставляет попыток отделиться от Испании и активно готовится к запрещенному Мадридом референдуму о независимости, намеченному на 1 октября. Президент Каталонии Карлос Пучдемонт, несмотря на угрозы судебного преследования, звучащие со стороны центрального правительства, утверждает, что референдум будет обязательно проведен. Сейчас весь вопрос в том, насколько далеко готов пойти Мадрид, чтобы помешать каталонским сепаратистам его провести Война слов может легко перерасти в настоящую войну. При самом неблагоприятном сценарии развития событий не исключено применение силы правоохранительными органами, со всеми вытекающими последствиями.

Каталонский вопрос важен не только для Испании, но и для всей Европы, потому что за развитием событий на северо-востоке Пиренейского полуострова внимательно следят сепаратисты в других европейских странах: в Шотландии, в Бельгии и той же самой Испании, только на северо-западе, в стране басков.

По-прежнему горячо как в прямом, так и в переносном смысле этого слова на Украине.

За пределами Европейского континента за исключением Сирии, где, пожалуй, не станут отдыхать даже поклонники экстремального туризма, серьезный конфликт назревает в Гималаях. Пока что давние противники, Пекин и Дели воюют при помощи резких заявлений, но война слов очень быстро может перерасти в войну «горячую». Как минимум один раз – в 1962 году, территориальные споры уже спровоцировали войну между Китаем и Индией. Сейчас вероятность такого исхода ниже, чем полвека назад, но она все же существует. По крайней мере, пока ни одна из сторон не собирается отводить войска от границы на спорном участке — плато Доклам, на которое, кроме КНР и Индии, претендует еще и Бутан.

Конфликт в Гималаях осложняет и то обстоятельство, что оба его участника являются ядерными державами.