Известный экономист Яков Миркин в своем блоге в FacebookБанк задается вопросом: управляет ли Банк России страновыми рисками? Вложения международных резервов России в госдолг США составляют 109 млрд. долл. (на май 2017 года), с октября 2016 года они выросли на 34 млрд долл., пишет Яков Миркин. Могут ли они быть заморожены?
Законопроектом о санкциях (H.R.3364) предусмотрен спецотчет о потенциальном эффекте санкций в форме блокирования вложений в суверенный (государственный) долг и деривативы, отмечает он. Замораживание активов государств — давний прием, автор блога напоминает, что иранские активы были заморожены в 1979 году, а активы центрального банка Ирана, находящиеся в США – уже в 2016-м. В 2011-2012 годах. были заморожены активы Сирии, в 2011-м — правительства Ливии, причем во всех этих случаях речь шла о десятках миллиардов долларов.
Валютный запас государства, констатирует Яков Миркин, если он не избыточен, может и должен находиться в мировых валютах и надежных ценных бумагах, но дальше должно начинаться управление страновыми рисками —финансовые кризисы и потери активов нам не нужны.
Также, по оценке ученого, сумма в 109 млрд долл. эквивалентна стоимости 109 тысяч километров однополосных автодорог. Он напоминает, что в 2016 году в России, по данным Росстата, построено всего 68 км федеральных трасс.