Катару дали 48 часов

Геннадий Петров
3 июля 2017, 12:33

AP/TASS
Катарский министр иностранных дел Шейх Мухаммед бин Абдурахман Аль-Тани, общается с журналистами во время пресс-конференции в Риме, в субботу 1 июля 2017 года.
Читайте Monocle.ru в

Приближается развязка кризиса вокруг Катара. Властям этой страны продлили на 48 часов срок выполнения десятидневного ультиматума, который ей выдвинули Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет. В среду, 5 июля, эта четверка планирует провести встречу, где решит, что делать с Катаром.

Полный текст ультиматума, выдвинутый 22 июня Саудовской Аравией и ее союзниками, достоянием прессы так и не стал. Известно лишь, что в нем – 13 пунктов. В их числе – требования разорвать контакты с Ираном, прекратить финансирования организаций, которые авторы ультиматума считают террористическими (собственно, из-за этого 5 июня десяток арабских стран, ведомых Саудовской Аравией, и разорвали дипломатические отношения с Катаром), закрыть турецкую военную базу, сократить или прекратить вовсе вещание телеканала «Аль-Джазира».

Эмират с самого начала кризиса подчеркивал, что готов на переговоры, но при этом заявлял, что все 13 пунктов он выполнить никак не сможет. Известно, что интенсивные консультации Катар с разными странами, от США до России, продолжались все десять дней. И вот 30 июня в Риме катарский министр иностранных дел шейх Мухаммед бен Абдель Рахман аль Тани объявил о том, что его страна отклоняет ультиматум. «Мы не боимся и готовы противостоять любым негативным последствиям», - сказал он. Шейх передал официальный ответ на ультиматум представителю Кувейта, страны-посредника между Катаром и четверкой. Подробности о содержании этого ответа, кроме того, что он был отрицательным, для прессы не были обнародованы.

Между тем, они, эти подробности, в данном случае чрезвычайно важны. Ведь без них трудно объяснить последующие действия. Продлить ультиматум на 48 часов, судя по всему, предложили кувейтцы. При этом, как сообщает государственное агентство Кувейта KUNA, с соответствующей просьбой обратился и сам Катар. Другие, в частности, катарские, источники эту информацию не подтверждают, но и не опровергают. Что именно хотят выторговать катарцы за оставшиеся 48 часов остается неясным.

Так же Саудовская Аравия и ее союзники не сообщают, на какие именно действия против Катара они готовы пойти, в случае если ультиматум все-таки будет отклонен. Арсенал мер давления на эту страну, имеющийся у ее арабских соседей, далеко не исчерпан. В частности, еще не было никаких санкций против газодобывающей промышленности Катара. Так, не перекрыт трубопровод Dolphin, через который газ из эмирата поступает в ОАЭ и Оман, не предпринято попыток помешать поставкам катарского СПГ через ту часть Ормузского пролива, которая не контролируется Ираном.

Единственный вариант решения кризиса, который на сегодняшний день, как представляется, выглядит маловероятным – это военное вторжение в Катар. Страну недвусмысленно поддержали Турция и Иран. США, судя по всему, так же не готовы санкционировать интервенцию в Иран. Во всяком случае, судя по последним заявлениям представителей Госдепа, Америку определенно устроит та или иная форма договоренности четверки с Катаром. Накануне известия о продлении ультиматума эмир Аль Тани говорил по телефону с президентом США Дональдом Трампом. Американский лидер так же провел телефонные переговоры с руководством Саудовской Аравии и ОАЭ. В сообщении Белого дома утверждается, что Трамп говорил о важности прекращения финансирования терроризма (то, в чем арабские соседи обвиняют Катар), но вместе с тем подчеркнул, что для борьбы с террористической угрозой и сохранения стабильности на Ближнем Востоке критически необходимо «единство в регионе». То есть, желания давить на эмират вместе с Саудовской Аравией американцы определенно не проявили.