Брюссель считает, что финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, наконец закончился. Греция на прошлой неделе вернулась на международные финансовые рынки, довольно успешно проведя аукцион по продаже гособлигаций. Однако на смену финансовому идет, похоже, не менее опасный кризис – политический. Наиболее ярким его проявлением является сейчас самая настоящая война, развернувшаяся между правительством Польши и Еврокомиссией. Речь идет, напомним, о судебной реформе. Правящая партия «Право и справедливость» (PiS) хочет взять под контроль судебную власть, что в ЕС вполне справедливо считают наступлением на демократию. Все попытки Брюсселя достичь компромисса не приводят к успеху. В результате Еврокомиссия начала процедуру активации 7 статьи договора о Европейском союзе.
В этой статье говорится о наказании членов ЕС, нарушающих основополагающие принципы и ценности объединенной Европы, к которым относится и независимость судов. Теоретически Польша может временно лишиться права голоса в Европейском совете и заплатить крупный штраф, но вероятность наказания представляется невысокой. Для лишения страны права голоса в Евросовете необходимо согласие всех членов ЕС, а Венгрия уже не раз заявляла, что блокирует любые попытки наказать Варшаву.
В этом ничего удивительного нет, потому что венгерский премьер Виктор Орбан считался главным enfant terrible Старого Света задолго до прихода к власти в Польше консерваторов во главе с Ярославом Качиньским в октябре 2015 года. Брюссель давно обвиняет Орбана и Будапешт в атаках на демократию в Венгрии. Обвинений и упреков за последние семь лет, годы второго премьерства Орбана, накопилось много. Здесь и атаки на судей, журналистов, оппозицию, и многое другое.
Шквал упреков и обвинений в Брюсселе вызвал, например, венгерский закон, который ограничивает деятельность неправительственных организаций, финансируемых из-за границы. Недовольны в Еврокомиссии и продолжающимися уже два года атаками на политику открытых дверей в отношении мигрантов. Будапешт также, как Варшава, отказывается принимать беженцев по установленным ЕК для каждого члена Евросоюза квотам.
Единственное, что отличает Польшу от Венгрии с точки зрения Брюсселя, это отношение к России. Если Варшава последние два года проводит еще более жесткую, чем прежде, антироссийскую политику, то Будапешт поддерживает с Москвой нормальные отношения и выступает за отмену санкций против России. Все это дает основания антироссийским европейским политикам называть Венгрию «пятой колонной России» в Евросоюзе.
Польша и Венгрия не единственные члены ЕС с востока континента, которые отклоняются от линии Брюсселя. К примеру, Чехия, Словакия и Румыния тоже отказываются принимать беженцев. Они также пытаются принять законы, которые затруднят преследование нарушивших законы чиновников у себя в странах. Имеются претензии у европейских властей и к другим восточноевропейским членам союза.
Центробежные силы, стремящиеся расколоть Евросоюз, сильны, но не стоит недооценивать и европейский центр, которому, по крайней мере пока, удается успешно бороться с противниками. Брюссель во главе с главной защитницей объединенной Европы - Ангелой Меркель, к которой недавно присоединился новый президент Франции Эмманюэль Макрон, успешно отразил первую атаку популистов. Ультраправые и популисты уже потерпели поражения в Голландии и Франции. Избиратели явно охладели к их идеям и лозунгам в Германии, где в конце сентября пройдут выборы в бундестаг, а также в Италии, Испании и других европейских странах.
Лидеры Польши и Венгрии явно осмелели после победы противников объединенной Европы на референдуме о членстве в ЕС Великобритании и особенно с приходом к власти за океаном Дональда Трампа, в котором они видят союзника. В Вашингтоне поддерживают «сепаратистские» настроения в надежде использовать Восточную Европу против Западной в случае конфликта с ней Вашингтона.
«Существует понимание того, что необходимо быть настороже и проявлять активность в деле защиты Европы и ее ценностей и законов, - объясняет ситуацию Вивиан Рединг, член Европарламента от Люксембурга, которая в 2010-14 годах была еврокомиссаром по юстиции, фундаментальным правам и гражданству. - Понимание это очень сильное. Брекзит разбудил сторонников объединенной Европы».
Политический кризис пока малозаметен с точки зрения экономики. Продолжающиеся уже более недели многочисленные демонстрации протеста в Польше остались в целом незамеченными инвесторами. Польская экономика, напомним, считается одной из самых быстроразвивающихся в Старом Свете. И все же политическая нестабильность не может пройти бесследно для экономики и финансов. Прошлая неделя, например, выдалась нелегкой для злотого. Злотый остается одной из самых крепких валют в мире в этом году, но на прошлой неделе польская валюта пережила крупнейшее падение с ноября прошлого года.
Трудности с активацией 7 статьи Договора о Евросоюзе, конечно, не значат, что Европа позволит Варшаве поступать с судами, как заблагорассудится PiS. Больше шансов на успех, пожалуй, у предложения Германии наказать строптивых поляков привязкой размеров евросоюзовской помощи, оказываемой ЕК членам Союза, к соблюдению ими общепринятых на континенте ценностей. Польша - крупнейший на континенте получатель помощи. В виде дотаций она получает из Брюсселя ежегодно до 140 млрд евро. Естественно, Варшава категорически выступает против этой привязки.
Европарламент еще в 2015 году призвал Еврокомиссию создать нечто типа рейтинга для мониторинга того, как члены ЕС соблюдают фундаментальные ценности. Не далее, как в мае, европарламентарии не в первый раз призвали ЕК активировать 7 статью в отношении Венгрии.