Времена, когда мигранты могли легко попасть в Европу, похоже, уходят в прошлое. Сначала при помощи соглашения между Турцией и ЕС, подписанного в марте 2016 года, фактически был закрыт восточный маршрут через Турцию, Грецию и Балканы. Сейчас резко усилены меры безопасности на центральном направлении – из Ливии в Италию. Не удивительно, что беженцы, а желающих поискать лучшей жизни в Европе в Африке и Азии меньше не становится, бросились на запад Черного континента и пытаются переправиться из Марокко в Испанию.
Всем памятны недавние кадры, которые обошли все СМИ. На них отдыхающие на популярном пляже в Кадисе изумленно смотрят, как к берегу пристает небольшое суденышко, до отказа набитое темнокожими людьми. На этой неделе только за один день береговая охрана Испании спасла почти 600 человек, пытавшихся переправиться из Африки через Гибралтарский пролив. Всего же с начала года на Пиренейский полуостров переправилось морем около 9,3 тыс. человек.
Конечно, итальянцы и греки только усмехаются, когда слышат доносящиеся из Мадрида жалобы, потому что они принимали во много раз больше мигрантов. С другой стороны, для неподготовленной Испании даже эти десять тысяч беженцев из Африки, а это втрое больше, чем за весь прошлый год, могут создать настоящий гуманитарный кризис. В июле, по данным европейского пограничного агентства Frontex, на Пиренейский полуостров прибыли почти 2300 мигрантов. Это в 4 раза больше, чем в июле прошлого года.
Не следует забывать и о безопасности. Причем, не только мигрантов, которых в этом году в Гибралтарском проливе утонуло не менее 120 человек, но и самих испанцев. С мигрантами из Марокко в Испанию наверняка пытаются переправиться и переправляются исламские радикалы, которые едут в Европу не работать, а совершать теракты. Эта проблема после терактов в Каталонии в четверг 17 июля очень актуальна.
Следует также иметь в виду, что в эти 9,3 тыс. человек не входят мигранты, которые пробираются в испанские анклавы на территории Испании: Сеуту и Мелилью несмотря на серьезную охрану и 6-метровую ограду с острой, как бритва, колючей проволокой наверху. По словам главы МВД Испании Хуана Игнасио Зойды, в Сеуте за 7 месяцев 2017 г. были зафиксированы 2266 попыток перебраться через ограду. Так, 7 августа более 300 африканцев, как обычно, ночью бросились на ее штурм. 186-и удалось проникнуть на испанскую территорию. На следующий день прорваться в Сеуту пыталась толпа более чем из тысячи мигрантов, вооруженных палками и камнями. В результате такой активности испанские власти 9 сентября закрыли границу на неделю.
Всего же в этом году в Испанию разными путями переправились почти 12 тыс. мигрантов. Это вполне сравнимо с Грецией, куда за 7 месяцев 2017 года переправились 14156 человек. К концу года, по прогнозам Международной организации по миграции (IOM), Испания по числу беженцев, переправляющихся морем, может обойти Грецию.
Не удивительно, что самая авторитетная в королевстве газета - El Pais бьет тревогу: «очевидно, что мигрантские потоки перемещаются в западное Средиземноморье и что нет никаких оснований надеяться, что ситуация изменится в ближайшем будущем».
Большинство мигрантов переправляется через 12-километровый Гибралтарский пролив. Причем, делают они это даже на лодках без моторов и гидроциклах. Это помогает им избежать банд контрабандистов, которые берут большие деньги.
На «западном» маршруте несколько иной национальный состав мигрантов. В основном им пользуются выходцы из Западной Африки. Особенно много граждан Нигерии, Гвинеи и Кот д’Ивуара. Есть, конечно, и беженцы из Азии. Среди азиатов преобладают граждане Бангладеш. В отличие от сирийцев, иракцев и афганцев, пользовавшихся «восточным» маршрутом через Турцию и Грецию, это в подавляющей массе экономические, а не политические мигранты.
Испания наверняка обойдет в этом году Грецию, но до Италии ей еще очень далеко. На Апеннины с начала этого года из Ливии переправилось 97 тыс. человек. В прошлом году их, кстати, было более 181 тыс. человек, а за четыре последних года количество мигрантов на полуострове вплотную приблизилось к 600 тыс. Далеко не всем удается благополучно преодолеть неспокойное Средиземное море. В этом году в пути, по данным IOM, уже погибли 2242 человека.
Итальянский маршрут стал главным после марта 2016 года. До подписания соглашения по мигрантам между Брюсселем и Анкарой на первом месте была Греция. К концу июля количество беженцев, направляющихся в Италию, снизилось, по данным Frontex, на 57% по сравнению с июнем. В июле численность прибывающих на Апеннины мигрантов - 10160 оказалась самой низкой с 2014 года. Кроме усиления патрулирования прибрежных вод ливийской береговой охраной, снижению числа мигрантов способствовала плохая погода в июле, а также военные столкновения в районах Ливии, где активно действуют контрабандисты живого товара. Не стоит забывать и о подписанных в мае Римом соглашениях с Ливией, Чадом и Нигером, по которым африканские страны должны за деньги, конечно, ограничить количество беженцев, отправляющихся в Италию.