Путь без Индии и Японии
В мае в Пекине прошла представительная конференция с участием глав почти трех десятков государств по грандиозному проекту «Один пояс, один путь» (OBOR), автором которого считается Председатель КНР Си Цзиньпин. Основная цель проекта – связать транспортными артериями и торгово-экономическими отношениями Евразию с Африкой и заодно усилить влияние КНР в этих регионах, а также в остальном мире.
Наибольший интерес к проекту проявляют, естественно, в Азии, которой является его основной ареной. Наблюдатели, конечно, обратили внимание на то, что в Пекин не приехали представители Индии. Причина отсутствия: исторически непростые отношения между Пекином и Дели и нынешняя борьба за лидерство на континенте. В отсутствии индийского премьера Нарендры Моди сыграл, наверняка, не последнюю роль и тот факт, что очень большое внимание в проекте уделяется Пакистану, главному сопернику Индии в Южной Азии. В Дели считают, что создание Китайско-пакистанского экономического коридора нарушает суверенитет Индии, потому что он пройдет по спорным территориям между Дели и Исламабадом.
Не было в Пекине и представителей Японии, еще одной главной азиатской державы. Основная причина – натянутые отношения с Китаем.
Маршрутами древних мореходов
Можно говорить о том, что отсутствие делегаций из Индии и Японии в Пекине в середине мая мало кого удивило. Однако исторически сложные отношения Индии и Японии с Китаем не единственная причина их отказа участвовать в саммите OBOR. Конечно, в Дели и Токио не собираются отдавать Пекину континент без боя. Союз между Индией и Японией на почве сложных отношений с Китаем, как экономический, так и политический и военный, вполне естественен. Не удивительно, поэтому, что эти страны решили предложить альтернативу китайскому новому «Шелковому пути» (ныне это «Одна страна, один пояс») — свой индо-японский новый «Шелковый путь».
Идею этого крупного проекта, получившего название Азиатско-Африканский коридор роста (AAGC), Нарендра Моди и премьер-министр Японии Синдзо Абэ обсудили на переговорах в ноябре 2016 года в Токио. Более подробно об AAGC индийский премьер рассказал на ежегодном собрании Африканского банка развития (AfDB), которое прошло в июне в Гандинагаре, столице индийского штата Гуджарат.
Целью совместного проекта Индии и Японии является углубление и расширение интеграции экономик Южной, Юго-Восточной и Восточной Азий с экономиками Океании и Африки. Главная идея заключается в создании свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства. В Дели и Токио намерены решить эту задачу при помощи воссоздания морских маршрутов, существовавших в глубокой древности, и создания новых морских коридоров.
Борьба за Африку
На практике это, скорее всего, выльется (по крайней мере, так предполагается сейчас на бумаге) в создание нескольких крупных экономических треугольников, по большей части расположенных в море или на побережье. Они должны связать города и крупные хабы перечисленных выше регионов, которым суждено, согласно прогнозам экономистов, стать эпицентрами следующего этапа бурного развития глобальной экономики.
Наибольшее внимание сейчас в этой связи привлекает Африка. Экономисты дружно отводят ей одну из главных ролей в авангарде экономического развития. Экономики многих стран Черного континента развиваются сейчас со темпами 7-10% в год, которые в Европе и Америке не снятся в самых радужных снах.
Очевидным доказательством огромного потенциала Африки является политика Китая. Пекин уже не первый год проявляет на Черном континенте повышенную активность. После 2000 года китайско-африканская торговля растет в среднем на 20% в год. В 2015 году ее объем достиг 188 млрд долларов. Поэтому одной из «побочных» задач AAGC является ограничение влияния и авторитета Поднебесной в Африке. Другими словам, Дели и Токио намерены не только создать единое экономико-торговое африкано-азиатско-океаническое пространство, но и получить свои куски африканского пирога.
Усмешка с прищуром
Японии в Азиатско-Африканском коридоре роста, как обычно, в подобных проектах, отводится в основном роль источника финансирования. Оно, скорее всего, будет осуществляться через уже привычные финансово-экономические инструменты: Азиатский банк развития (ADB), Японское агентство международного сотрудничества (JICA) и Японскую инфраструктурную инициативу (JII). Кроме этого, премьер Абэ обещает вложить в развивающиеся азиатские и африканские рынки дополнительно 200 млрд долларов.
Китайцы считают индо-японский проект попыткой помешать их усилиям, направленным на интеграцию Евразии. В Пекине к появлению у OBOR конкурента отнеслись с усмешкой. На данном этапе AAGC находится в зачаточном состоянии и значительно уступает китайскому Шелковому пути, но огромные финансовые ресурсы Японии и неограниченные людские ресурсы Индии вполне могут сделать из него опасного конкурента.
Между AAGC и OBOR больше различий, чем сходства. Основное заключается в разных главных движущих силах проектов. У китайского проекта «Один пояс, один путь» это госкомпании, которые финансируются госбанками. У индо-японского проекта главным локомотивом предполагается частный сектор.
Для России AAGC менее интересен, потому что он будет проходить значительно южнее территории нашей страны. В любом случае, Москва будет сохранять по отношению к этой конкуренции нейтралитет.