Согласно данным Федеральной таможенной службы, о которы сообщила газета «Известия», объем продаж российского текстиля за рубеж с начала 2017 года вырос в годовом сопоставлении на 25% в натуральном выражении и на 37% — в денежном. В общей сложности за первые пять месяцев года за рубеж было отправлено 25,2 млн предметов одежды, а в прошлом году в этот же период — 20 млн. Всего за первые пять месяцев одежды экспортировали на 7,2 млрд рублей (126,5 млн долларов). В
Больше всего экспортируют перчаток и рукавиц — 9,6 млн пар, а также маек и фуфаек — около 5,5 млн штук, но также в списке — костюмы, юбки и платья, доходы от поставок которых составил замеитные 15% от общей суммы.
А в весовом эквиваленте экспорт вырос на 63%, до 6,3 тыс. т.
Сопоставление с Китаем первое, что приходит в голову, когда речь заходит об экспорте товаров легкой промышленности. Но этот масштаб нами скорее всего и не достижим, и не нужен. У России хорошие шансы в том, что касается качественных, штучных вещей и здесь пригодится сравнение скорее с европейскими странами.
Мода на Кузнецком мосту
В области дизайнерской одежды мы действительно можем дать фору многим именитым домам моды, считает вице-президент Деловой России» Татьяна Минеева.отмечает Минеева. «Я сама одеваюсь исключительно у российских модельеров, — говорит она, — что гарантирует мне эксклюзивность на светских вечерах и мероприятиях. Качество дизайнерской российской одежды не уступает лучшим европейским образцам».
Однако есть проблема развития этого сектора экономики, считает общественный деятель. В нашей стране дизайнеры далеко не всегда поддерживаются государством. Им сложно зайти со своей продукцией в торговые центры из-за высоких арендных ставок. Они вынуждены ютиться в подвалах и продавать свои коллекции через соцсети.
При правильной маркетинговой стратегии нашей дизайнерской одежде за несколько лет вполне реально потеснить в сознании потребителей и мировые бренды на их главных рынках в Европе и Азии, полагает Татьяна Минеева.
Варежки без фурнитуры
Определенные успехи российской легкой промышленности действительно имеют место быть, констатирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. При этом, отмечает он, рост экспорта предметов одежды наблюдается не только по традиционным направлениям (страны СНГ и ЕС). По итогам только прошлого года впервые существенно вырос экспорт одежды в Китай: и если в 2015 году российские производители отгрузили в КНР продукции всего на $188 тыс., то в прошлом 2016 сразу на $1.8 млн., а это 14% всех полученных от экспорта предметов одежды доходов. Что интересно: рост дохода от экспорта сопровождается сокращением объема поставок: за год вес сократился с 6,5 тонн до 1,8 тонн.
Получается, в целом на экспорт одежды в Китай поставили в 3,6 раз меньше товаров, но заработали на них в 8,5 раз больше. В принципе это не так уж и плохо, и если посмотреть на структуру поставок, то окажется, что в основном в Китай Россия поставляет спортивную одежду.
Но до самого Китая отечественной легкой промышленности, конечно, еще очень далеко. Только в Россию и только в прошлом году предприятия и экспортеры отгрузили оттуда одежды на 2,44 млрд долларов, а общий вес поставок составил 85,4 тыс тонн. Цифры, увы, пока несопоставимые, так что Россия, несмотря на обозначившиеся успехи, остается нетто-импортером предметов одежды.
Составляющие основу нашего экспорта предметы одежды производятся с использованием минимального количества фурнитуры, либо вовсе без нее. В России, к сожалению, фурнитуры производится настолько мало, что объемы не покрывают даже частично спрос со стороны российских производителей. Практически полностью предложение на российском рынке формируется за счет импорта, в основном, из Китая и Турции.
Сохранить комфорт
Но девальвация рубля привела к более чем двукратному ее подорожанию в течение последних 3 лет. Для производства костюмов, которые российские предприятия отправляют на экспорт, ткань в подавляющем числе случаев используется импортная, что опять же, в результате изменения курса, снижает конкурентоспособность продукции российских предприятий.
Увы, заключает Кирилл Яковенко, несмотря на достаточно успешные показатели 2016 года и первой половины 2017, говорить в целом о восстановлении российской легкой промышленности не приходится. На протяжении почти четверти века ровным счетом никакого внимания со стороны инвесторов, бизнеса и государства производство одежды не удостаивалось, дешевый импорт привел к фактической утере большинства производственных мощностей и технологий.
Теперь ситуация изменилась, но на восстановление уйдет значительно больше времени, на мой взгляд, не менее 8-10 лет, да и то при условии сохранения текущих, относительно комфортных для возрождения легкой промышленности в стране условий.