Три крупнейшие сети супермаркетов Великобритании приступают к гибкой политике в ценообразовании в отдельных магазинах. Это значит, что в течение дня цены будут колебаться в зависимости от спроса. Но это еще цветочки, на горизонте появляются более радикальные перемены.
На прошлой неделе Amazon объявил о самом крупном своем приобретении - покупке за 13,7 млрд долларов компании Whole Foods, которой принадлежат в трех странах более 460 магазинов. Многим эта покупка кажется странной, но у Amazon репутация компании, на десять лет опережающей конкурентов. Известно, что своим успехом она обязана таким же странным поступкам своего основателя Джеффа Безоса. Американский миллиардер первым разглядел потенциал онлайн-ритейла. Не исключено, что набег на новую территорию из той же оперы.
Amazon, конечно, не бросает онлайновскую торговлю. Он планирует объединить эти виды торговли. В планах Безоса "оцифровка" повседневной жизни обывателей. Она принесет такие результаты, по сравнению с которыми гибкие цены британских супермаркетов покажутся детской забавой. Amazon намерен перенести распространенную в Силиконовой долине бизнес-модель, в основе которой лежит анализ больших данных, в физическое пространство и собирается зарабатывать деньги буквально на всем, что делают покупатели.
Главный ресурс Силиконовой долины – персональные данные пользователей. IT-компании добывают эти данные, следя по максимуму за деятельностью в Сети своих клиентов. Способов такой слежки очень и очень много. Анализируя эту информацию, можно определить характер человека, его вкусы и антипатии. В первую очередь компании, конечно, интересует, что покупают пользователи.
Информация эта очень ценная. При помощи нее IT-гиганты продают населению товары или «продают» профили потребителей рекламным компаниям.
Но подобная работа с алгоритмами требует непрерывного поступления данных. Сто лет назад в любом месте Техаса можно было выкопать яму, и оттуда фонтаном била нефть. Сейчас нефтяники вынуждены добывать нефть в море, с каждым годом псе дальше удаляясь от берега. Высокотехнологичный сектор ждет такая же судьба. Период «дикого» развития остался в прошлом. Большинство информации, лежащей у самой поверхности, уже давно извлечено. На этом рынке доминируют Facebook и Google, на которых приходится в общей сложности 76% доходов от онлайновской рекламы в США.
Для увеличения прибыли Силиконовая долина должна добывать все больше и больше данных. Один из способов: заставить пользователей больше времени проводить в интернете. Например, делать такие приложения, от которых трудно оторваться.
Еще один способ – заманивать в интернет все больше и больше людей. В этом, например, главная задача фейсбуковской программы Free Basics.
Однако такие методы оставляют вне поля зрения огромные объемы личных данных. Люди проводят в интернете много времени, но все равно не все 24 часа. Из компьютеров и электронных гаджетов можно извлечь много информации о жизни пользователей, но в любом случае эта информация неполная. В Силиконовой долине это, конечно, понимают. Для IT-компаний недополученные данные означают недополученную прибыль, потому что каждая незафиксированная минута жизни клиента означает упущенную возможность что-то ему продать.
Amazon, считает Guardian, собирается показать IT-сектору, как увеличить время слежки, как перенести мониторинг из виртуальной среды в среду физическую. Силиконовая долина уже зарабатывает огромные деньги, следя за тем, чем пользователи занимаются в интернете. В недалеком будущем они надеются увеличить свои доходы, для чего хотят следить за ними и в реальной жизни.
Такие технологии уже существуют. В прошлом году, к примеру, Amazon построил «умный» продмаг в Сиэтле, в котором для того, чтобы что-то купить, не нужно стоять в очереди перед кассой. Достаточно взять нужный продукт и выйти из магазина. Датчики зафиксируют покупку, после чего покупателю выставят счет.
В Amazon готовы бесконечно рассуждать о том, как выгодно и удобно это для покупателей, но не любят раскрывать, что эта технология позволит компании знать буквально о каждом шаге покупателя. Можно, например, узнать не только продукты и товары, которые покупает тот или иной клиент, но и сколько времени он проводит перед теми или иными продуктами и по какому маршруту движется по магазину. Эта ценная информация много расскажет о характере покупателя и его предпочтениях и поможет Amazon продавать больше товаров как в онлайне, так и в реальных магазинах.
Конечно, такой тотальный контроль можно распространить не только на супермаркеты, в рудник для добычи информации можно превратить буквально все. Больше всего личных данных, конечно, может дать дом или квартира клиента.
По этой причине Amazon агрессивно продвигает голосового помощника Alexa. Alexa может рассказать о погоде, прочитать новости, составить список дел на день и выполнить немало других полезных дел. Но самое главное – Alexa умеет отлично слушать и записывать буквально все.
Оборудовав гостиную клиента аудиоустройством, Amazon сможет узнать о нем намного больше. В конце июля компания получила патент на дроны, которые доставляют покупателям покупки и которые способны шпионить за их домами. В качества примера в заявку на получение патента была включена починка крыши: сбросив покупку у дверей, дрон может заметить, что крыша нуждается в ремонте и посоветовать обратиться в строительную фирму.
Испытания дронов разносчиков еще продолжаются. Когда же они приступят к работе, без особого риска ошибиться можно предположить, что они будут добывать информацию о доме клиента снаружи с таким же рвением, как это делает Alexa и программа Echo внутри.
Конечно, на пути тотальной слежки Amazon скорее всего встретит некоторое сопротивление. Наверняка найдутся люди, которым не понравится, что за ними шпионят в супермаркетах и что каждый квадратный сантиметр у них дома находится под самым пристальным наблюдением. Но следует помнить, что правила и законы можно очень быстро изменить, когда этого требует крупный капитал. Пару десятков лет назад многим казалось нарушением тайны личной жизни чтение компаниями электронной почты пользователей, мониторинг их общественной деятельности, определение места нахождения. Сегодня это считается в порядке вещей и ни у кого не вызывает вопросов. Можно только догадываться, что будет считаться нормальным через двадцать лет.
Сторонники высоких технологий могут возразить, что всегда можно отказаться пользоваться услугами компании, если вам что-то не нравится. Однако в нынешнюю новую эпоху монопольного капитализма выбор потребителя становится практически бессмысленным. В цифровом секторе доминируют такие компании, как Google, Facebook и Amazon. Причем, это доминирование настолько тотальное, что ускользнуть от них невозможно.
Guardian видит единственный выход – политическое решение проблемы. Как потребители обыватели практически беспомощны, но как граждане они могут потребовать более демократического контроля над сбором и анализом личных данных. Однако удастся ли им победить крупный капитал в этой борьбе – большой вопрос.