«Дизель» решит судьбу выборов в Германии

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
24 августа 2017, 14:46

DPA/TASS
Читайте Monocle.ru в

Предстоящие через месяц выборы в бундестаг в Германии нельзя назвать суперинтересными, потому что главная интрига отсутствует - имя победителя, по мнению большинства политологов, уже известно. На выборах победит консервативный блок CDU/CSU, а федеральным канцлером четвертый раз станет Ангела Меркель. И все же абсолютно «пресными» выборы назвать нельзя. Специалисты, например, много спорили, что станет главной темой выборов: беженцы, Россия, США, реформы в ЕС, экономика? Все эти темы в ходе предвыборных баталий, конечно, присутствуют, но серьезную конкуренцию им составляет судьба автомобилей с дизельными двигателями или, проще говоря, «дизелей». В том, что этот вопрос волнует миллионы немцев, никто, конечно, не сомневался. Но мало кто предполагал, что о дизелях будут так много говорить на митингах и собраниях буквально все участники предвыборной кампании.

На этой неделе Ангела Меркель впервые публично признала, что Германия в ближайшем будущем может запретить дизельные автомобили. Слова канцлера и фаворита предстоящих выборов произвели в ФРГ фурор. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что в автопроме занято 800 тыс. человек, половина которых собирает машины с двигателями внутреннего сгорания, и что дизели являются сейчас краеугольным камнем автомобильной промышленности, одного из главных локомотивов всей немецкой экономики.  

Сейчас трудно поверить, что всего каких-то пару десятков лет назад дизельное топливо считалось едва ли не экологически чистым и что во всей Европе, включая Германию продажи дизелей опережали продажи машин, работающих на традиционном бензине. Тогда, правда, старались не обращать внимание на состав выхлопных газов, образующихся при сгорании дизельного топлива, и на то, что после выхода дизелей на первое место по продажам многие крупные европейские города стали чаще скрываться в смоге.

Проблема дизелей резко обострилась в позапрошлом году, когда в Германии вспыхнул скандал, который так и назвали: «дизельгейт». Выяснилось, что главные немецкие автопроизводители не один год обманывали регуляторов и потребителей, занижая при помощи хитроумного программного обеспечения и прочих приспособлений результаты проверок по выбросам вредных веществ в атмосферу.

Дизельгейт тянется без малого уже два года, но при этом не ослабевает. Его «популярность» доказывает и то, что редкий предвыборный митинг все участников выборов проходит без упоминания о дизельных двигателях.

Лидер социал-демократов и главный соперник Меркель на выборах канцлера - Мартин Шульц, конечно, тоже пытается разыграть «дизельную» карту. Он, к примеру, «прошелся» по зигзагам в политике Ангелы Меркель, которая раньше, как, впрочем, и остальные политики, всецело поддерживала дизельные автомобили. Шульц критикует канцлера за поддержку запрета дизеля, потому что этот запрет станет очень сильным ударом как по немецким автопроизводителям и, в первую очередь, рабочим и профсоюзам, так и по потребителям, т.е. автовладельцам. В Минфине ФРГ дизельный кризис считают одной из серьезных угроз для немецкой экономики.

Конечно же, критикует главный социал-демократ и якобы существующие «особые» отношения между Берлином и немецким автопромом. Это лето лидеры немецкой автомобильной промышленности запомнят надолго. Их критикуют со всех сторон. Причем, не только за дизельгейт, но и за нерешительность в решении проблемы чистоты воздуха в крупных городах ФРГ. Состоявшийся в начале августа «дизельный саммит», на котором присутствовали боссы автопрома и политики, привел к отзыву более чем 5 млн автомобилей для существенных переделок систем токсичности выхлопа.

Лидеры крупнейших партий делают сейчас серьезные заявления о судьбе автопрома. Мартин Шульц, например, предлагает ввести обязательную квоту на электромобили, а зеленые призывают запретить дизелям заезжать в центры городов. Политикам приходится работать под сильным давлением немецкой Фемиды. Судьи сейчас разбирают иски, поданные защитниками природы в 16 крупных городах Германии. Активисты настаивают на запрете на въезд в центр городов старых дизельных автомобилей. Радикальнее всего настроены жители Штутгарта, которые требуют от властей не пускать в центр автомашины, не соответствующие стандарту Евро-6. Судья поддержал истцов и обязал власти Штутгарта запретить с 1 января 2018 года автомобили с дизельным двигателем.

Немецкая общественность, конечно же, не осталась в стороне от обсуждения столь важного для страны вопроса. Обыватели, между тем, задаются вопросом, не стала ли очень важная и влиятельная автомобильная промышленность настолько «большой» и «важной», чтобы правительство пойдет на любые меры, лишь бы не допустить ее крушения? Конечно же, критикуют автопроизводителей, сложивших все яйца в одну корзину, и за недальновидность. Они слишком долго полагались на дизели и теперь отстали от конкурентов из США, Японии и Китая в альтернативных технологиях.

Ангела Меркель пытается лавировать между полярными мнениями – запретом двигателей внутреннего сгорания и защитой дизеля, который оказался хребтом немецкого автопрома. Известно, что 74% от общего объема проданных машин BMW – дизельные. У Audi этот показатель составляет 67%. Канцлер надеется спасти, что еще можно спасти, и поэтому защищает дизели: «Мы хотим сохранить сильный автопром. Я сделаю все, чтобы по счетам платили не простые немцы и чтобы они могли ездить на дизельных машинах в наших городах».

Однако сейчас, похоже, канцлер решила поддержать противников дизеля. Она заговорила о возможности запрета дизельных двигателей.

«Я пока еще не могу назвать точный год, но направление выбрано правильное,- заявила на днях Ангела Меркель в интервью еженедельнику Super Illu.- Если мы быстро вложим деньги в инфраструктуру и технологии для более актуальных сейчас электромобилей, то общий переход структурно будет возможен».