Средняя стоимость минимального пакетного тарифа российских мобильных операторов в августе 2017 года по сравнению с октябрем 2016 года, то есть за десять месяцев, выросла на 15% и составила 268,5 руб. Такие данные приводят «Ведомости», ссылаясь на отчет аналитического агентства Content Review. По сравнению с показателем апреля 2016 г. (тогда средний тариф составлял 203 руб.) рост составил более 30%, следует из материалов агентства.
Для расчетов Content Review берет стоимость самых дешевых пакетных тарифов по всем регионам России, которые содержат минимальный набор услуг связи – не менее 1 Гб мобильного интернета и голосовые вызовы. На основе этого показателя и данных о средней зарплате в регионе Content Review высчитывает индекс доступности сотовой связи для каждого региона России.
В числе основных факторов роста цен на связь в Content Review назвали высокие затраты операторов на строительство сетей, а также противостояние с Федеральной антимонопольной службой по вопросу отмены внутрироссийского роуминга. Ряд операторов начали подготовку к возможной отмене услуги заранее, компенсируя это ростом стоимости пакетов в целом.
Операторы должны чем-то обосновывать повышение, а единственное обоснование, к которому не придерется ФАС - вложение в развитие инфраструктуры сетей, констатирует Роман Алехин, руководитель маркетингового агентства "Алехин и партнеры". Однако дело, скорее всего, не в этом, а во всё новых и новых инициативах властей страны. Это и закон Яровой, который уже повлиял на расходы операторов и по мере реализации будет ещё их увеличивать, и разнообразные решения ФАС России, например, решение об отмене роуминга, а также различные штрафы, которые всё чаще накладывают на сотовых операторов за нарушение антимонопольного законодательства. Всё это необходимо компенсировать и, как всегда, делается это за счет потребителей.
В том, что услуги связи дорожают, нет ничего удивительного, считает и аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев: в целом цены поднимаются не за счет аппетитов операторов для увеличения выручки, а потому, что растут расходы на содержание и строительство новых сетей. Условно сеть всегда развивается – она увеличивает географию присутствия и ставит дополнительные коммуникации для роста качества сигнала и расширения покрытия. Учитывая, что технологии, применяемые в этом направлении телекома входят в перечень одних из наиболее прорывных, то есть это прогрессивные технологии которые регулярно поднимаются в цене, то и расходы на их содержание не могут с годами снижаться, они могут только расти.
Поэтому такое подорожание следует рассматривать как самое минимальное из возможных вариантов. Скорее всего, ожидает Королев, в следующем году мобильная связь и скоростной мобильный интернет подорожают еще на 15-20% а при вступлении в силу новых законов связь будет обходится на 30% дороже чем сегодня.
Вместе с тем, среди основных причин удорожания тарифов у сотовых операторов а «Алор Брокер» называют так называемые затраты на креатив и рекламную кампанию. Как известно реклама для операторов имеет большое значение – например МТС и Билайн традиционно привлекают знаменитостей, а Мегафон и Теле2 предпочитают снимать в своих роликах актеров малоизвестных, но при этом стараются покрыть рекламой разные ниши, в то время как два других оператора выбирают дорогие, но самые эффективные площадки.
Тем не менее и то, и это требует денег, а предложений огромная масса, поэтому расходы на рекламу растут также динамично, как и расходы на улучшение качества работы технической составляющей. Сейчас тарифы становятся более разнообразные и подразумевают массу опций, менять их приходится регулярно, чтобы поддержать свою аудиторию, соответственно для этого необходимо больше рабочих мест, а на их содержание тоже нужны деньги, так как сотовые операторы зарабатывают на пользователях, но именно на их плечи ложатся новые расходы, подчеркивает Королев.
И все же, уверен директор по маркетингу, прямого канала продаж и развитию INTOUCH Павел Бутенко, в долгосрочной перспективе рост цен долго не продлится – потребители не привыкли приобретать слишком дорогие пакеты, поэтому будут в итоге отдавать предпочтение оператору с более низкими тарифами. Так что в условиях конкуренции высокие цены на услуги связи долго не продержатся.