Ну обсудили…
На полях саммита АСЕАН в Маниле состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Первая со времени принятия Конгрессом закона об антироссийских санкциях, который стал серьезнейшим препятствием на пути даже не улучшения, а нормализации отношений между двумя самыми мощными ядерными державами.
Официальная информация о самих переговорах крайне скупа. Тиллерсон попросил объяснений причин высылки более 700 американских дипломатических сотрудников из России (хотя что тут объяснять – в качестве ответа на высылку дипломатов администрацией Обамы и неспособность Трампа решить вопрос Кремль просто уравнял численность дипработников в американских миссиях в России с численностью сотрудников российских дипмиссий в США), а также заявил, что до 1 сентября Вашингтон подготовит свой ответ на российский ответ. Кроме того, стороны поговорили о киберпреступности, Северной Корее, Ближнем Востоке, соблюдении договора РСМД.
«Глупо разрывать отношения из-за одного вопроса», - заявил Тиллерсон по итогам встречи, имея в виду пункт о вмешательстве России в американские выборы (который в США является аксиомой, не требующей доказательств, ибо этих доказательств попросту не существует). Сергей Лавров согласился со своим американским коллегой, и предложил продолжить диалог, в том числе и на более низком – рабочем – уровне. «Есть механизм Рябков–Шэннон (замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова и заместителя госсекретаря Томаса Шэннона – Эксперт Online), – говорит Сергей Лавров. – Они встречались уже несколько раз, было сочтено полезным этот формат сохранить и продолжить в его рамках обсуждение всех вопросов, в том числе сложных вопросов нашей двусторонней повестки дня, которых, к сожалению, меньше пока не становится. Но мы почувствовали готовность наших американских коллег такой диалог продолжать. Альтернативы этому не существует».
Избирательный диалог
Формальный диалог, конечно, продолжится, но вот насколько предметным он будет? Ведь, казалось бы, сторонам предметно говорить не о чем. Такой диалог должен предусматривать возможность взаимных уступок, эффективный торг – а Тиллерсон не может торговать тем, чего у него нет (точнее он-то может, но вот Лаврову такой торг не нужен). После того, как Конгресс принял закон об антироссийских санкциях и в нем запретил Трампу нормализацию отношений с РФ без своего согласия, возможности Трампа и американской администрации выполнять взятые на себя обязательства в российском вопросе очень ограничены.
К тому же Белый дом видит этот диалог весьма избирательным. «Мы хотим работать с русскими в тех вопросах, которые представляют серьезный интерес для нашей национальной безопасности. И в то же время между нами серьезное недоверие, которое нас разделяет. Именно это мы и собираемся решать через дипломатическое взаимодействие», - заявил Рекс Тиллерсон.
То есть по сути Соединенные Штаты предлагают взаимодействие по типу шведского стола – они берут те «блюда», которые им интересны, а все остальное оставляют в стороне. В том числе и те, которые интересы Москве. Нужен ли России такой партнер? Особенно учитывая, что именно по этой самой причине – нежелание развивать «шведские» отношения – Владимир Путин в свое время приостановил диалог с администрацией Барака Обамы. Смысл продолжать их с администрацией Трампа?
Вкусы одинаковы
Смысл, безусловно, есть, если, конечно, немного снизить ожидания от российско-американского диалога. Да, Дональд Трамп серьезно ограничен Конгрессом – однако у него все равно остаются определенные полномочия, в том числе и по обходу нынешнего закона о санкциях. И с ним вполне можно договариваться в рамках этих полномочий.
Что же касается «шведских» отношений, то так получается, что у нас с американцами вкусы практически совпадают – у нас много общих тем для обсуждений. В Сирии Москва и Вашингтон заинтересованы в стабилизации ситуации, победе над ИГ и создании некоего баланса сил, который в целом снизит уровень конфликтности в будущем. И Москве вполне достаточно, чтобы Соединенные Штаты просто не мешали российским ВКС и дипломатам делать свою работу. На данный момент Вашингтон особо и не мешает (США собираются выводить свои войска из Сирии, снижают финансирование тамошних боевиков и отказываются поддержать идлибских террористов).
В украинском вопросе Россия и США заинтересованы в снижении эскалации (хотя желаемый уровень снижения, конечно, разный – Россия заинтересована в прекращении украинских обстрелов территории ДНР и ЛНР, тогда как США просто нужно, чтобы эти обстрелы не привели к большой войне). В ближайшее время пройдет встреча спецпредставителя Трампа по Украине Курта Волкера и его российского визави Владислава Суркова, на которой стороны попытаются сблизить позиции. Наконец, в вопросе КНДР США и Россия хотят прекращения северокорейских провокаций, и на этой основе стороны даже договорились о совместных действиях в Совбезе ООН (см. единогласно принятую резолюцию).
Проблема в том, что такой избирательно-прагматичный подход реализовать очень, очень сложно. Слишком много помех и препятствий будет на его пути. Начиная с недоверия и заканчивая применением принципа взаимности. Россия уже дала понять, что будет и впредь отвечать на все враждебные действия США, а они, безусловно, будут. И не только со стороны Конгресса (который продолжит курс на эскалацию отношений с Москвой), но и со стороны Белого дома, которому нужно маневрировать во внутриполитическом хаосе, дабы просто выжить. И если нужно пожертвовать российским вопросом для этого, Трамп без колебаний принесет его на алтарь.