Исторический счет не выставлен
Специальная комиссия Сейма рассмотрит возможность официальной подачи иска к Германии с требованием выплаты компенсации за оккупацию в годы Второй мировой войны. Об этом заявил во вторник в Варшаве Матеуш Моравецкий, вице-премьер Польши и министр развития и финансов.
Резкие слова замглавы правительства последовали после прозвучавших ранее схожих заявлений министра обороны Польши Антония Мацеревича и самого влиятельного польского политика Ярослава Качиньского, лидера правящей партии «Право и справедливость» (PiS). Последнего за влияние, оказываемое на внешнюю и внутреннюю политику государства, нередко называют «серым кардиналом».
«Наши соседи и особенно немцы разрушили Польшу и устроили в ней резню, — заявил Моравецкий. — Я говорю не только о шести миллионах человеческих жизней. При этом нам никто не компенсировал даже 1% потерь. Исторические счета не были оплачены, это очевидно. Это отдельная от современной экономической жизни глава, и я полагаю, что наши партнеры в Германии понимают это».
Один из представителей PiS в Сейме на прошлой неделе уже потребовал проанализировать правомочность Польши потребовать от Германии материальную компенсацию. Это требование, а также заявления высокопоставленных политиков, как нетрудно догадаться, могут еще больше ухудшить отношения между Польшей и Германией, крупнейшим членом ЕС на востоке Европы и первой экономикой континента соответственно, которые после прихода к власти консерваторов из PiS и без того сильно оставляют желать лучшего.
Германия не только сосед Польши, но и ее крупнейший торговый партнер. Торговля между Берлином и Варшавой превышает 100 млрд долларов в год. Это больше, чем торговля Польши с пятью другими европейскими партнерами, занимающими 2-6 места. На ФРГ приходятся более четверти импорта и экспорта Польши.
Намерение Варшавы потребовать компенсации от Берлина или хотя бы пошантажировать соседа в момент, когда борьба между Еврокомиссией и Польшей приближается к кульминации, это очередное проявление относительно новой в Старом Свете тенденции. Члены ЕС, забыв о Союзе, преследуют собственные интересы, не считаясь с тем, что это создает напряженность в отношениях с другими европейскими государствами.
Конечно же, то обстоятельство, что поляки вспомнили о компенсации именно сейчас, не случайно. Напомним, что между 1989-м годом, когда в Польше пал социализм, и 2004-м, годом вступления страны в ЕС, все польские правительства заявляли, что вопрос военных репараций от Германии закрыт. При этом они ссылались на декларацию 1953 года и договоры, подписанные между Варшавой и Берлином в 1970 и 1990 годах.
Репарации вместо помощи?
По мнению политолога из университета Варшавы Анны Матерска-Сосновска, одной из причин возвращения польского правительства к вопросу о репарациях может быть желание показать, что польские власти не боятся критики из Брюсселя. Еврокомиссия действительно начала беспрецедентное в истории Союза разбирательство в отношении Польши в связи с попытками правительства Беаты Шидло взять под контроль суды.
«Это уступка внутренним политическим запросам,- считает Матерска-Сосновска. — Она должна продемонстрировать, что Польша никого не боится, даже Германии. Если бы речь шла о настоящих переговорах, то политический язык был бы другим. Антинемецкая карта в Польше используется довольно часто».
Что касается собственно материальной компенсации, то сами поляки оценивают ее в сотни миллиардов долларов. Например, специальная комиссия польского правительства, работавшая в 1945-47 гг., насчитала ущерб в размере 850 млрд долларов. Причем, речь тогда шла только о материальных потерях, т.е. в расчет не брались убитые и погибшие во время оккупации миллионы поляков. В 2004 году брат Ярослава Качиньского, покойный ныне Лех, который тогда был мэром Варшавы, оценил ущерб столице Польши в 45,3 млрд долларов.
Ярослав Качиньский связал в июле оккупацию Польши немцами в годы ВМВ с моральным правом Польши на получение помощи от Евросоюза. Здесь речь, вне всяких сомнений, идет о предложении Берлина наказать Варшаву не лишением права голоса в Совете Европы, что очень проблематично, а евро, т.е. сокращением помощи, оказываемой Еврокомиссией членам объединенной Европы, по которой, кстати, Польша занимает первое место в Союзе. За 13 лет членства в Евросоюзе Польша получила от ЕК в общей сложности более четверти триллиона евро.