По дороге к низким ставкам

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
15 сентября 2017, 11:19

ТАСС Автор: Сергей Бобылев
Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина (на первом плане) перед началом пресс-конференции по итогам заседания совета директоров Банка России, на котором было принято решение снизить ключевую ставку до 8,5%
Читайте Monocle.ru в

Завышенные ожидания

Банк России видит риски отклонения инфляции от цели не только в сторону повышения, но и снижения, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров Банка. На заседании ЦБ РФ снизил ключевую ставку до 8,5% с 9% - уровня, на котором она держалась с июня.

«Мы достигли нашей цели - инфляция вблизи 4%. Теперь возможны риски ее отклонения не только вверх, но и вниз», - сказала г-жа Набиуллина. По ее мнению, это может произойти под влиянием снижения продовольственных цен: «Однако мы считаем, что оно не будет устойчивым. Другим фактором может стать повышение цен на нефть, которое мы рассматриваем как альтернативный сценарий».

Однако она отметила, что инфляционные ожидания населения находятся на уровне 9,5%, и хотя это исторический минимум, это все еще высокий уровень.

«Такой характер инфляционных ожидания усиливает проинфляционные риски в случае реализации каких-либо шоков. В этих условиях сохраняется необходимость сохранять достаточно жесткую денежно-кредитную политику при постепенном ее смягчении», - сказала Эльвира Набиуллина.

Обещали еще и рост

В России дефляция третью неделю подряд держится на уровне 0,1%, сообщили РИА Новости со ссылкой на данные Росстата. При этом с начала года по 14 августа рост потребительских цен составил 2,2%. Это ниже целевого уровня ЦБ, более того: данная ситуация вызывает опасения экономистов относительно экономического развития страны. На этом фоне, передал накануне  ТАСС со ссылкой на опрос участников рынка, Банк России практически со стопроцентной вероятностью понизит ключевую ставку на заседании 15 сентября. Это и произошло. Тем более, что вопрека прежней секретности в данном вопросе, о намерении снизить ставку сообщала и сама Эльвира Набиуллина. Интрига оставалась лишь в том, последует ли сокращение ставки на 0,25 или 0,5 процентного пункта. Реализовался последний вариант.

Необходимо напомнить, что все сторонники поддержания высоких ставок ради подавления инфляции, от Алексея Кубрина до руководства ЦБ, твердо обещали, что с подавлением инфляции начнется экономический рост. Сейчас инфляции почти не осталось. Снижения ставки выглядит, кстати, все еще слишком консервативным на этом фоне.

О росте глава ЦБ тоже сказали. «Увеличение ВВП во II квартале превзошло прогнозные оценки. — говорится в сообщении ЦБ. — Поддержку экономическому росту оказали инвестиционный и потребительский спрос, а также восстановление производственных запасов. Увеличение потребительского спроса в текущих денежно-кредитных условиях не создает существенных инфляционных рисков при расширении предложения товаров и услуг. Во II квартале продолжился рост выпуска обрабатывающей промышленности, началось увеличение строительных работ. Существенный вклад в повышение темпов роста экономики внесли торговля, добыча полезных ископаемых. В отдельных отраслях ускорение роста было связано как с устойчивыми, так и с разовыми факторами, влияние которых во втором полугодии, вероятно, уменьшится, что отчасти подтверждается статистическими данными в июле. С учетом положительной динамики II квартала прогноз прироста ВВП по итогам 2017 года повышен до 1,7-2,2%», — сообщает регулятор.

Комментируя утром в пятницу ожидания перед Советом директоров ЦБ, заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин прогнозировал: есть большая вероятность того, что регулятор снизит ставку до 8,5% на фоне низкой инфляции, которая составляет чуть больше 3% в годовом исчислении, что значительно ниже плановых параметров 4%, на которые ориентируется ЦБ, полагает . Поскольку рост цен находится под контролем, регулятор может снизить ставку сразу на 0.5%, чтобы стимулировать кредитование и внутренний спрос в условиях нестабильного экономического роста.

Практически все экономисты сходятся в том, указал банкир, что нашей экономике нужно расти на 3-4% ежегодно, тогда как сейчас даже 2% воспринимаются с радостью. Снижение ставки в условиях низкой инфляции будет способствовать оживлению в корпоративном секторе и спровоцирует новую волну снижения ставок по депозитам и кредитам.

С рациональной точки зрения, говорит генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, ждать дальнейшего годовой снижения инфляции — до 1-2% или до нуля, при текущем состоянии экономики бессмысленно, лучше использовать этот низкий показатель для того, чтобы поправить некоторые финансовые сферы, например, валютный рынок. За счет агрессивного снижения ключевой ставки можно было бы снизить доходность кэрри-трейд стратегий и таким образом уменьшить волатильность, пускай и за счет небольшого ослабления курса рубля.

Обезвредить мину кэрри-трейд

Кэрри-трейд, уверен Шустов,  является миной замедленного действия, которая при любых кризисных явлениях в экономике будет приводить к резкому обвалу курса рубля, поэтому его имеет смысл плавно «выдавливать» из пары доллар-рубль, снижая ставку и тем самым уменьшая спред между ставками в России и в развитых странах. Совершенно безопасно вернуть рубль к отметке 60 или даже 62 против доллара, что, скорее всего, и произойдет в течение недели после заседания ЦБ.

А российским корпорациям, имеющим внешний долг, скорее всего, придется поторопиться с покупкой валюты, пока ее курс не вырос слишком сильно. С другой стороны, риск заключается в том, что никто точно не знает, какой объем средств задействовать в операциях кэрри-трейд в российских активах, поэтому падение курса рубля внезапно может оказаться гораздо более впечатляющим: курс 65 рублей за доллар в течение месяца тоже нельзя исключить.

В условиях санкций российским предприятиям очень нужны дешевые кредитные средства, а ключевая ставка в 9% является очень высокой для экономики, которая готовится оттолкнуться от дна после кризиса, полагает аналитик. В таких условиях лучше выбрать высокую инфляцию и экономический рост, чем низкую инфляцию и стагнацию, которые самоусиливаются. Потребительский рынок сейчас едва-едва начинает оживать, появляется спрос на самые недорогие автомобили, их продажи растут на 15-18% в месяц — нужно его поддержать не субсидиями, а простым снижением стоимости денег, увеличением скорости оборота денег.

Нужно понимать, заключает Александр Шустов, что под санкциями, запрещающими продажу России технологий и высокотехнологичных товаров, у нас есть максимум пять лет, чтобы перестроить свою экономику под производство этих же технологий самостоятельно, для этого нужна быстрорастущая, пусть и с высокой инфляцией, экономика.