Инвестиции без акцента
Правительство в понедельник в целом одобрило прогноз социально-экономического развития РФ на 2018-20 годы. От апрельского прогноза он отличается тем, что в нем, по словам главы МЭР Максима Орешкина, пересмотрена «динамика инвестиций, инвестиционной активности на весь трехлетний период».Инфляция в 2017 году снижена до 3,2%, цена на нефть чуть повыше до 49,9 долларов за баррель с 49 долларов в августе, а среднегодовой курс рубля обозначен на уровне 59,4 рубля за доллар, что выше прежних 59,7 рубля. Прогноз роста ВВП РФ в 2017 году в базовом сценарии был повышен до 2,1%, в 2018 году также до 2,1%, в 2019 году до 2,2%, в 2020 году до 2,3%. В предыдущей апрельской версии прогноза рост ВВП в базовом сценарии в 2017 году ожидался на уровне 2,0%, в 2018-2020 году - по 1,5% в год.
Глава Минэкономразвития сделал акцент на том, что главные изменения — это рост объемов инвестиций и вообще подход к инвестиционной программе на следующую трехлетку. Причина этого, объясняет генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов, простая и в то же время угрожающая: западные санкции не дают импортировать технологии и высокотехнологичные материалы, и у России есть примерно 5 лет, чтобы попытаться эти или аналогичные технологии и материалы разработать внутри. Если за 5 лет не успеем, то технологическое отставание может стать непреодолимым, поэтому, на самом деле странно, что прогноз по росту инвестиций в основной капитал в 2017 году повышен до 4,1%, а в 2018-2020 годах — всего до 4,7-5,7% в год.
Нужен гораздо более высокий темп роста инвестиций в основной капитал, чтобы перестроить некоторые важные высокотехнологичные производственные цепочки, полагает эксперт. В этом России может отчасти помочь повышение рейтинга, который пока остается спекулятивным, но может стать инвестиционным к концу года. По обязательствам в иностранной валюте сейчас наш рейтинг «BB+», в национальной валюте — «BBB-», но прогноз - «позитивный», и этот прогноз дает возможность надеяться, что хотя от дешевого западного кредитования российские финансовые институты практически отключены, инвестиции со стороны западных инвесторов могут придти. Это произойдет, если прогноз по росту ВВП в 2+ процентов сбудется.
Нужно понимать важность исторического момента, поскольку, если прогноз по экономическому росту не сбудется, то из рубля, возможно, начнут выходить спекулянты, операции кэрри-трейд в паре рубль-доллар начнут сворачиваться, и в результате падение курса национальной валюты сделает невозможным реформирование экономики. В этом аспекте, считает Александр Шустов, нам должно еще «везти» со стабильной ценой нефти, которая последние несколько лет вела себя как раз очень нестабильно. Макроэкономический прогноз Минэкономразвития опирается на стоимость барреля нефти около 50 долларов, но если цена будет на 10-15 долларов ниже, это будет серьезным ударом для бюджетов всех уровней.
Не все таргеты должны идти вниз
Но вообще трехлетний прогноз социально-экономического развития РФ на 2018-20 не может содержать в себе информации относительно потрясений в экономике, считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Его задача в другом — задать некие средние значения по ключевым показателям, придерживаясь которых можно достичь если не стабильного роста, то хотя бы избежать падения. Собственно новый прогноз действительно обошелся без сюрпризов: при его составлении правительство, судя по всему, просто взяло за основу показатели первой половины 2017 года, наиболее успешного для российской экономики с 2014 года.Несмотря на это, показатели, заложенные в прогноз, выглядят достаточно заурядными, указывает Антонов: относительно невысокая таргетируемая инфляция на уровне 4%, чуть более дорогая нефть 49,9 доллара за баррель против 49 долларов в предыдущем прогнозе, более-менее стабильный рост ВВП на уровне 2,1-2,2%. Если взглянуть на прогноз в целом, то можно прийти в выводу, что в течение следующих трех лет хуже стать не должно, но и ощутимо лучше тоже не станет, какая-никакая, а все-таки стабильность.
Правительство, считает аналитик, очевидным образом осторожничает, что в целом вполне укладывается в привычную картину, согласно которой прогноз должен объективно учитывать все возможные риски для экономического роста, но чрезмерная осторожность особой пользы не приносит просто потому, что таргетируемые уровни в конечном итоге сказываются на бюджетной политике, государство начинает урезать расходы, что в свою очередь не только не способствует, но и наоборот, тормозит восстановление экономических показателей, поскольку госсектор в нашей стране формирует до 70% этой самой экономики.
Опять же, добавляет Алексей Антонов, столь низкие таргетируемые показатели напрямую сказываются на результативности работы самих министерств, поскольку никак их не стимулируют: удалось достичь 2,1-процентного роста реальных доходов населения, ну и замечательно, дело сделано, можно не расходовать дополнительные бюджетные средства на повышение доходов бюджетников и индексауцию пенсий. Так что, заключает эксперт, составление умеренно негативных планов, с одной стороны страхует правительство, с другой - затормаживает социально-экономическое развитие просто в силу фактора низкой планки.