Экономика зоны единой европейской валюты развивается самыми быстрыми за последние десять лет темпами. В сочетании с определенными успехами в разгоне инфляции это вынуждает ЕЦБ готовиться к сворачиванию программы покупки гособлигаций членов еврозоны.
Композитный индекс деловой активности еврозоны PMI в августе составил 55,7, что на 0,1 меньше, чем прогнозировалось. Индекс не изменился по сравнению с июлем. Незначительное замедление зафиксировано в сфере услуг. Увеличение PMI в этой сфере в августе оказалось самым медленным в этом году. Несмотря на это в IHS Markit прогнозируют, что ВВП еврозоны в третьем квартале увеличится на 0,6%. Это позволит экономике зоны единой валюты показать самые быстрые темпы развития по итогам года за последнее десятилетие. О неплохом состоянии еврозоновской экономики говорят и затраты компаний на производство, которые, по данным IHS Markit, достигли в августе максимума за все лето.
«Имеются веские основания делать оптимистические выводы и прогнозировать, что нынешний резвый рост экономики продолжится,- считает главный экономист IHS Markit Крис Уильямсон.- Ряд индикаторов, таких, как количество новых заказов и ожиданий на будущее, опустился до уровней начала года. Тем не менее, они остаются достаточно высокими, чтобы считать, что любое потенциальное замедление роста экономики будет очень скромным».
Новые хорошие экономические новости вынуждают главный банк континента – ЕЦБ, заседание правления которого должно состояться в четверг на этой неделе, задуматься об изменении монетарной политики. Экономисты, опрошенные агентством Bloomberg, предрекают, что правление ослабит программу количественного смягчения (QE), т.е. начнет постепенно снижать объемы закупаемых гособлигаций членов еврозоны, которые сейчас составляют 60 млрд евро в месяц.
К этому же подталкивает Марио Драги и инфляция. Она пусть и медленнее, чем ожидалось, но все же растет и достигла в августе 1,5%, увеличившись по сравнению с июлем на 0,2%. Конечно, это не 2%, выбранные ЕЦБ как цель монетарной политики, но уровень инфляции сейчас все же далек от показателей в районе 0, которые были в еврозоне 2,5 года назад, когда начиналась программа количественного смягчения.
Конечно, начать QE, программу объем которой составляет 2,3 трлн евро, легче, чем из нее выйти. Сейчас главное для ЕЦБ найти способ, как постепенно сворачивать программу количественного смягчения, но делать это так, чтобы это не отразилось на темпах роста экономики еврозоны. Состояние напряженного ожидания инвесторов, готовых в любой момент начать продавать гособлигации членов еврозоны, понятно. Сейчас пока не ясно, когда Драги объявит о постепенном сворачивании QE: в четверг или на октябрьском заседании? В любом случае, представители ЕЦБ уже неоднократно заявляли, что программа продлится еще несколько месяцев и будет закончена не ранее середины 2018 года.
Подчиненные Марио Драги и сам он больше двух месяцев, хранят молчание о судьбе QE. Последний раз Драги делал заявление по программе стимулирования роста экономики в конце июня в португальском городке Синтра. Тогда его слова о том, что дни программы могут быть сочтены и что она может быть ослаблена, если развитие экономики еврозоны еще больше ускорится, вызвало на финансовый рынках легкую панику. Экономист банка Allianz Клаудиа Бройер считает, что политика ЕЦБ сейчас не соответствует состоянию экономики еврозоны и что QE будет закончена летом будущего года.
Осторожничать сотрудников ЕЦБ заставляет гиперчувствительность финансовых рынков. Она же, не исключают некоторые экономисты, может заставить главный банк Европы не торопиться с выходом из QE. Задержка представляется вполне логичной на фоне негативного примера из-за океана. Объявление о выходе из программы количественного смягчения Федрезервом четыре года назад привело к резкому росту процентных ставок по ценным бумагам Казначейства США.
Сильный евро осложняет работу ЕЦБ, потому что делает европейский экспорт более дорогим на мировых рынках и уменьшает стоимость импорта и таким образом отрицательно влияет на рост экономики и инфляции. Европейская валюта за последние пять месяцев, еще до каких-либо объявлений относительно судьбы QE, укрепилась на 12% по отношению к доллару.
Еще одна головная боль ЕЦБ – Федрезерв, заседание правления которого пройдет через две недели. Рост евро к доллару в немалой мере отражает и убеждение инвесторов в том, что главный банк Америки будет повышать ставку не так энергично, как считалось ранее. В США рост инфляции неожиданно замедлился. Вероятность того, что президент Трамп выполнит громкие обещания по росту расходов правительства в таких условиях, конечно, снизилась. В ЕЦБ не скрывают, что ожидали от новой американской администрации более активной деятельности по ускорению роста экономики.
Как всегда, на ЕЦБ больше всего давят в стране, где находится его штаб-квартира. В Германии монетарная политика главного европейского банка широко обсуждается в ходе предвыборной кампании. Например, на теледебатах в понедельник главный кандидат от правой «Альтернативы для Германии» Алиса Вайдель обвинила ЕЦБ в росте цен на жилье в ФРГ. В Верховном суде Германии считают, что QE нарушает ряд немецких законов. Однако окончательное решение по этому вопросу предстоит принять Европейскому суду в Люксембурге.
Между тем, главной технической причиной для завершения QE может стать дефицит гособлигаций, которые скупает ЕЦБ. Причина - собственные жесткие ограничения главного европейского банка на активы. Конечно, список активов, которые могут участвовать в программе количественного смягчения, можно в любой момент расширить, но такое решение скорее всего вызовет резкие возражения европейских политиков.