Неуправляемая демократия
Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что нельзя дважды войти в один и тот же бундестаг. Начинающий во вторник работу немецкий парламент нового созыва сильно отличается от предыдущего не только по составу, но и благодаря своей очевидной непредсказуемости.
В нем действительно хватает нового: например, новый председатель, которым наверняка станет Вольфганг Шойбле; участие крайне правых депутатов от «Альтернативы для Германии» (AfD); рекордная численность – 709 человек, которая делает высший законодательный орган Германии не только самым многочисленным законодательным органом на Западе, но и наболее непредсказуемым и неуправляемым. А также дорогим. Новые законодатели будут обходиться немецким налогоплательщикам, по расчетам Немецкой федерации налогоплательщиков (BdSt), на 75 млн евро в год дороже предыдущих.
С момента выборов прошел месяц, поэтому следует, наверное, напомнить, что блок из Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (CDU/CSU) ожидаемо одержал победу, но получил всего лишь 246 мест, тогда как для самостоятельного формирования правительства необходимо 355 мандатов. По традиции, Германией будет управлять коалиция, но едва ли она будет Большой, т.е. состоящей из партии Ангелы Меркель и Социал-демократической партии (SPD), как последние годы. Сейчас переговоры по созданию правящей коалиции в самом разгаре.
Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что если не следующие четыре года, то хотя бы какую-то часть этого срока Германией будет управлять так называемая «ямайская» коалиция, состоящая из CDU/CSU, немецких «зеленых», имеющих в новом парламенте 67 мест, и Свободной демократической партии (FDP) с 80 мандатами. В таком виде коалиция будет иметь достаточное большинство – 393.
Пригорозили комитетом
Оппозиция будет состоять из социал-демократов (153 места) во главе с новым парламентским лидером Андреа Налес, Левой партии (69) и главных триумфаторов сентябрьских выборов – ультраправых из AfD, которые представлены 92 депутатами. «Альтернативщики» не скрывают, что одной из главных целей их работы в бундестаге будет создание комитета, который расследует деятельность Ангелы Меркель во время кризиса с мигрантами в 2015 году. Впрочем, создание такого комитета маловероятно, потому что остальные партии категорически отказываются от сотрудничества с ультраправыми. По крайней мере, пока. «Неприязнь», если такое слово употребимо в политике, мейнстримовских партий к AfD настолько сильна, что большой проблемой стало даже распределение мест в зале для партий. Христианские и свободные демократы, а также «альтернативщики» по своей политической направленности должны сидеть справа, но демократы отказываются сидеть рядом с ультраправыми.
Сколько времени просуществует ямайская коалиция, сказать трудно. Однако учитывая разногласия между участниками, главными из которых являются отношение к приему мигрантов и погрязшей в долгах Греции, можно предположить, что она едва ли будет прочной.
Новой правящей коалиции объективно придется нелегко и на международной арене. Берлин еще окончательно не свыкся с ролью лидера в Европе. Между тем, вызовов хватает. Как на континенте, где главные «противники» - Польша, Венгрия и Турция, так и на международной арене, где Германии приходится иметь дело с непредсказуемой политикой Соединенных Штатов и международным терроризмом. Да и с антироссийскими санкциями проблема, потому что давление со стороны немецкого бизнеса, требующего их отмены, усиливается.
Неожиданности и ожидания
Конечно, предыдущая правящая коалиция тоже не отличалась прочностью, однако она все же хотя и не без затруднений без эксцессов доработала до выборов. В отношении черно-желто-зеленой коалиции сделать такой же прогноз не рискнет ни один уважающий себя политолог. Первая и последняя на данный момент ямайская коалиция в Германии, созданная в земле Саар в 2009 году, просуществовала чуть больше двух лет.
Рекордная численность депутатов, первое в истории ФРГ появление в парламенте ультраправых и слабая коалиция сделает работу бывшего министра финансов Вольфганга Шойбле непростой. Шойбле впервые попал в бундестаг в 1972 году, что делает его самым опытным законодателем в новом парламенте. Говорят, что Ангела Меркель лично выбрала его на роль председателя бундестага. Однако некоторые политологи придерживаются мнения, что Шойбле, считающийся надежным союзником канцлера, может повести собственную игру.
Это неожиданное предположение имеет основания. Во-первых, потому что Вольфганг Шойбле очень опытен, а во-вторых, с учетом того, что этот срок наверняка станет для фрау Меркель последним, ему есть смысл подумать и о собственном канцлерстве. Разговоры о том, что он может составить конкуренцию Ангеле Меркель, ходят давно. Многие думали, что Шойбле выдвинет свою кандидатуру на выборах кандидата на пост канцлера от CDU, но финансист сдержал свои амбиции и не стал вносить раскол в ряды партии накануне важных выборов.
Как можно предположить, для России структура нового бундестага является благоприятным фактором. И социал-демократы, и Левая партия, и AfD выступают за смягчение или поэтапную отмену санкций против РФ. Да и свободные демократы в лице их лидера Кристиана Линднера выступают за хорошие отношения с Россией и призывают относиться к присоединению Крыма, как к данности, и искать решение этой проблемы в долгосрочной перспективе.