Их «ВИМ-Авиа»
Авиакомпания Monarch Airlines является четвертой по размерам в Соединенном Королевстве. Британский воздушный регулятор - Управление гражданской авиации (CAA) пару раз продлевало дедлайн для поиска компанией средств, но Monarch так и не удалось найти инвесторов, готовых спасти ее от банкротства. В результате CAA было вынуждено аннулировать лицензию авиакомпании на воздушные перевозки и ввести в ней с четырех часов утра понедельника внешнее управление.
Последствия этого шага регулятора такие же серьезные, как результат банкротства российского авиаперевозчика «ВИМ-Авиа»: за границей остались 110 тыс. британских туристов, для которых теперь необходимо организовывать крупнейшую, по словам министра транспорта Великобритании Криса Грейлинга, эвакуацию в мирное время. Для этого, сообщил журналистам директор САА Эндрю Хейнс, арендованы 34 авиалайнера у 16 авиалиний, включая Qatar Airways.
В течение следующих двух недель они совершат более 700 рейсов. Больше всего туристов придется вывозить из Испании, курорты которой уже много лет пользуются особой популярностью на Британских островах. От банкротства Monarch пострадали еще три четверти миллиона британцев, собиравшиеся воспользоваться его услугами и забронировавшие у него билеты.
Политический риск
Серьезные проблемы у Monarch Airlines появились после прошлогоднего референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе. Инвесторов, готовых вкладывать средства в авиалинии, найти нетрудно, но многих отпугивает неопределенность, связанная с брекситом и, в первую очередь, неясность в отношении того, смогут ли британские авиакомпании после выхода королевства из ЕС совершать рейсы в Европу и на каких условиях.
В инвестиционной компании Greybull Capital, владеющей авиалинией с 2014 года, главными факторами, спровоцировавшими банкротство, считают терроризм и обесценивание фунта стерлингов, вызванное референдумом. Продолжительное время два крупнейших рынка Monarch: Египет и Тунис были закрыты для британских туристов в связи с терактами в 2015 году. Сильно повлияли на финансовое положение авиалинии и беспорядки и теракты в Турции.
Что касается британской валюты, то за год после референдума фунт стерлингов обесценился по отношению к доллару на 10%, а к евро – на 12%. Из-за этого компании приходится ежегодно переплачивать в долларах только за топливо 50 млн фунтов. Особенно большая переплата возникла по крупному заказу на Boeing 737 Max. Платить, а речь идет о 3 млрд долларах, тоже пришлось в долларах. В результате всех этих неурядиц, как объяснил в письме сотрудникам директор компании Эндрю Сваффилд, в прошлом году было перевезено на 14% пассажиров больше, а доходы уменьшились на 100 млн фунтов.
Какое-то время Monarch Airlines с трудом, что называется, сводила концы с концами, но осенью произошел коллапс. Сейчас горячее время не только у клиентов Monarch и САА, но и у страховых компаний, которым придется выплачивать страховки и неустойки. В САА считают, что под действие программы полной компенсации Atol попадает примерно половина пассажиров обанкротившегося лоукостера.
Для Atol главным критерием является дата брони билета. Если он был забронирован после 15 декабря 2016 г., то пассажир под действие программы не попадает. Тем не менее, специалисты считают, что компенсацию получит и большинство остальных клиентов Monarch.
Недолет до полувека
Штаб-квартира Monarch располагается в лондонском аэропорту Лутон. Компания основана в 1968 г. и в следующем году должна была отмечать полувековой юбилей. Ее самолеты совершали рейсы по 40 зарубежным маршрутам из четырех британских аэропортов: лондонского Гатвика, из Манчестера, Бирмингема и Лидса. В Monarch работает около 2750 человек. Им сейчас придется искать новую работу.
Российским туристам, застрявшим за границей из-за банкротства «ВИМ-Авиа», остается утешать себя тем, что их британским коллегам тоже придется помучиться. Причем, для них мучения только начинаются. Слабым утешением является и то, что банкротство Monarch и «ВИМ-Авиа» последовали следом за банкротствами Air Berlin и Alitalia.