Вереница гостей
Попытки Запада изолировать Россию на международной арене не дают желаемого результата. По крайней мере, в одном регионе. Москва в последнее время пользуется большой популярностью у дипломатов с Ближнего Востока. В российской столице побывали, причем, неоднократно израильтяне и турки, египтяне и иорданцы. Они едут к Владимиру Путину в надежде, что он поможет им решить многочисленные проблемы и защитит их интересы.
В среду 4 октября в Москву прилетает Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, король Саудовской Аравии. Это будет первый в истории арабского королевства визит саудовского монарха в столицу России. Агентство Bloomberg считает, что главной темой переговоров будет сдерживание Ирана, близкого союзника России и одного из главных врагов большинства арабских монархий Персидского залива.
До недавнего времени ближневосточные лидеры были частыми гостями в Вашингтоне. Сейчас влияние США в регионе существенно ослабло. Во многом — благодаря успешному вмешательству России в сирийский конфликт. «Оно изменило реальность, баланс сил в регионе,- цитирует Bloomberg Денниса Росса, советника Буша и Обамы по Ближнему Востоку. — Путину удалось сделать Россию важным фактором на Ближнем Востоке. Поэтому мы и видим в Москве постоянную вереницу гостей с Ближнего Востока».
Успех, однако, приносит специфические проблемы. Главная состоит в трудности удовлетворения интересов и требований визитеров. «Чем больше Москва пытается удовлетворить все стороны, — объясняет Росс,- тем труднее играть в эту игру».
Конечно, Москве помогла вернуть ближневосточные позиции и смена стратегии США — с атлантической на тихоокеанскую, а также «усталость» американцев от войн на Ближнем Востоке.
К роли одного из главных игроков на Ближнем Востоке Москве не привыкать. Она играла эту роль в годы холодной войны, вооружая арабов против Израиля, пишет Bloomberg. С распадом СССР ее влияние в регионе ослабло. Когда американцы свергли Саддама Хусейна, Россия была наблюдателем и не смогла эффективно противостоять Вашингтону. Ситуация начала меняться в 2013 году, когда Обама не решился напасть на Башара Асада. Через два года Россия отправила в Сирию войска и самолеты.
Результаты налицо
По большей части региональные союзники Вашингтона требовали ухода сирийского президента. Не удивительно, что они испытали сильное разочарование, когда Америка не смогла заставить его отказаться от власти.
По мнению профессора саудовского университета Альфейсал Халеда Батарфи, Барак Обама позволил русским восстановить авторитет и влияние в регионе. Здесь это общераспространенное мнение. В сентябре его открыто высказал турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, который много лет безрезультатно уговаривал Вашингтон предпринять против Асада решительные действия.
Сейчас Турция присоединилась к России и Ирану в попытках решить сирийский конфликт. Президент Эрдоган считает, что эта тактика дает результаты. Отношения между Анкарой и Москвой успешно прошли серьезное испытание после того, как турецкие самолеты сбили в 2015 году российский бомбардировщик. На прошлой неделе Владимир Путин летал в Анкару к «другу» Эрдогану, который согласился купить у России ракетно-зенитные комплексы С-400. Покупка Анкарой российский ракет вызвала недовольство в НАТО.
Те же и Эр-Рияд
Что касается саудитов, финансировавших противников Башара Асада, то они пытаются сейчас тоже сотрудничать с Москвой и уговорить оппозицию объединиться для переговоров с Дамаском. Эр-Рияд делает это несмотря на то, что такие переговоры, очевидно, укрепят власть Асада.
Ближневосточные союзники Америки в основном приветствовали изменение политики Вашингтона при новом хозяине Белого дома. Особенно их устраивает жесткий тон, которым Дональд Трамп ведет диалог с Тегераном. Однако в отношении Сирии, по крайней мере, пока, позиция новой администрации изменилась очень слабо. Главная цель Вашингтона в Сирии — борьба с запрещенным в России «Исламским государством», а не с Башаром Асадом.
Приоритеты политики на Ближнем Востоке изменились. Саудиты и их союзники из Персидского залива уговаривают Россию ограничить роль Ирана в Сирии, которую он играет при помощи «Хезболлы» и шиитских милиций.
«России выгоднее не становиться на какую-то одну сторону в конфликте, — считает политолог из ОАЭ Абдулхалек Абдулла. — Это главная мысль, которую привезет в Москву саудовский король, представляющий государства Персидского залива и имеющий большой политический вес и авторитет. Россия должна учесть мнение Саудовской Аравии».
Твердая позиция Москвы
Ссылаясь на источник, близкий к Кремлю, Bloomberg, однако, считает, что Владимир Путин не станет таскать для Саудовской Аравии каштаны из огня. Премьер-министр Израиля Биньямен Нетаньяху за последние полтора года четыре раза приезжал в Москву, но так и не сумел уговорить российского лидера изменить позицию по отношению к Тегерану. В августе он открыто заявил президенту Путину, что усиливающееся влияние Ирана в Сирии «неприемлемо» для Израиля. В сентябре Нетаньяху сказал в интервью CNN, что иранцы пытаются «колонизировать» Сирию, чтобы «уничтожить нас и завоевать Ближний Восток».
Несмотря на такую жесткую позицию Израиля, Россия отказалась выполнять требование Нетаньяху о создании в Сирии еще одной буферной зоны, которая не позволит иранцам и «Хезболле» приблизиться к границам еврейского государства ближе, чем на 60 км. Вместо этого, по информации источника агентства Bloomberg, близкого к переговорам, Москва предложила создать маленькую пятикилометровую запретную зону.
Россия отвергла и американское требование сделать Евфрат линией раздела на востоке Сирии между правительственными войсками и отрядами оппозиции, которые поддерживает Вашингтон. Отказ привел к самой настоящей гонке – участники конфликта сейчас пытаются занять как можно больше территории в этом стратегически важном районе, богатом нефтью.
Несмотря на уже упоминавшиеся выше трудности в деле удовлетворения всех сторон, России удается поддерживать нормальные отношения со всеми сторонами конфликта, начиная от Саудовской Аравии и заканчивая Ираном и «ХАМАСОМ», говорит Айхам Камель, начальник отдела Ближнего Востока и Северной Африки в Eurasia Group. С одной стороны, Россия, по словам Андрея Кортунова, гендиректора Российского совета по международным делам (РСМД), отказалась создавать буферную зону, но с другой стороны, она понимает опасения Тель-Авива и молча позволяет ему наносить авиаудары по «Хезболле» на территории Сирии.
Москва активно сотрудничает с Каиром в деле окончания десятилетнего внутреннего конфликта в Палестине: между ФАТХ на Западном берегу и «ХАМАСОМ» в Газе. Президент Путин пригласил в Москву на переговоры противоборствующие стороны конфликта в Ливии после того, как несколько попыток других стран закончить гражданскую войну в Ливии закончились провалом. Россия также стала главным инвестором в Иракском Курдистане и одна из немногих не осудила прошедший недавно в этой автономии референдум о независимости.
Конечно, в плане экономики, пишет Bloomberg, силы России и Америки неравны – ВВП США в 13 раз превышает ВВП России. Однако экономика, уверен Александр Зотов, посол России в Сирии в 1989-94 гг., не всегда является решающим фактором.
«Порой на ринг выходят два разных боксера,- объяснил он агентству Bloomberg.- Один великан с громадными мускулами, а второй поменьше, но ловчее, подвижнее и с лучшей техникой».
Да, экономика не на стороне Москвы, но у Путина есть ряд преимуществ над американскими президентами, считает Поль Салем, вице-президент вашингтонского Института Ближнего Востока. Ему не нужно беспокоиться о Конгрессе и о риске проиграть выборы. Путин у власти уже почти два десятилетия. «Он говорит, что делает,- поясняет Салем,- и делает, что говорит».