Линия напряжения: оппозиция
Весной 2017 года в Новосибирске практически каждые выходные проходил какой-нибудь митинг. Большая часть — протесты против повышения тарифов ЖКХ на 15%. В конце концов дело дошло до того, что оргкомитет объявил митинг об отставке губернатора, возлагая на него личную ответственность за рост тарифов.
— Городецкий зашел с инициативой в горсовет, её поддержал Анатолий Локоть (мэр Новосибирска). Потом всё утвердили, постановление подписал Городецкий, и отменить повышение тарифов мог только он. Поэтому мы и выступали за отставку, — говорит глава новосибирского штаба Алексея Навального и один из организаторов «тарифных» митингов Сергей Бойко, чью агитацию на довыборах в заксобрание суд признал незаконной из-за изображения Городецкого, улетающего на воздушных шариках. — Ещё наложились другие претензии — коррупция и полная сервильность перед Москвой. Но надо признать, что когда мы Городецкого на митинг по тарифам позвали, он, в отличие от депутатов Госдумы от Новосибирска, ответил. Также он встречался с представителями оргкомитета, но только с наиболее удобными в имиджевом смысле.
После анонса митинга за отставку губернатора Городецкий объявил об отмене постановления. Протест достиг своей цели, но остались ещё публичные конфликты, которые активно обсуждаются новосибирской общественностью. К ним относятся концессионные проекты: строительство четвёртого моста через Обь компанией «ВИС» (считается, что она связана с Игорем Роттенбергом), мусоросортировочного комплекса — компанией «Экологией-Новосибирск» (75 % недавно купила «ВИС») и нового ледового дворца спорта с жилым комплексом и станцией метро — ООО «Парк Чемпионов», связанной с топливной компанией «Сибирский антрацит».
— В регионе недовольство Городецким давно накапливается, — говорит новосибирский политолог Дмитрий Пучкин. — В основном, его провоцирует группа типа Координационного совета оппозиции — журналисты, пиарщики, общественники. Их лидер — вице-премьер правительства экс-губернатора Василия Юрченко Виктора Козодоя. Туда же входят наши «навальнисты». Среди политического класса нет ни явных сторонников, ни явных противников. Можно выделить только двух сильных членов команды Городецкого — вице-губернаторов Юрия Петухова и Сергея Сёмку.
Глава штаба Навального Бойко считает, что причина такого активного вмешательства общественности в политическую жизнь региона — «бездарность руководства».
— О блокаде нашего штаба 5 июля губернатор узнал из новостей, — говорит политик. — Те, кто принимают реальные политические решения, сидят не в Новосибирске.
Линия напряжения: власти
За публичными конфликтами, как это обычно бывает, стоят внутриэлитные. В отличие от большинства регионов, в Новосибирской области можно было констатировать наличие конкурентного, многопартийного, фактически демократического режима власти: разрешенные митинги оппозиции, оппозиция в заксобрании, мэр-коммунист. Проблема в том, что власть при этом были не сильно-демократической, как в западных странах, а слабо-демократической, как во многих малоуспешных странах: политические конфликты происходили не только с системной и несистемной оппозицией, но и внутри правительства. Политические конфликты были малосодержательны и малопродуктивны.
Так довольно неприличная борьба происходила между губернатором и министром социального развития Сергеем Пыхтиным. В 2016 году прокуратура внесла Городецкому представление об устранении конфликта интересов в связи с тем, что у Пыхтина на личной пасеке работали, как утверждалось, сотрудники министерства. Губернатор пообещал разобраться, а министр ушел на больничный и уехал на эту самую пасеку. Уволить Пыхтина Городецкий смог только через год — он объединил министерства труда и соцразвития и сократил обоих руководителей. На записи с комментарием губернатора относительно этого решения слышалось что-то между «причем упразднить минсоцразвития» и «к черту упразднить минсоцразвития».
А в горсовете активно выступают против «мусорной концессии». Депутаты от КПРФ заявляли, что через своих коллег из заксобрания попросят губернатора разорвать концессионное соглашение.
— Губернатор не контролирует заксобрание, мэрию, горсовет и непонятно, может ли он вообще что-то контролировать, — так оценивал ситуацию политобозреватель Тайги.инфо Алексей Мазур. — Депутаты горсовета отказались выдавать землю под жилье около нового ледового дворца спорта. Иными слоавами открыто саботировали формирования позитивной повестки в регионе, необходимой особенно в год президентских выборов.
Конфликт губернатора с заксобранием, в частности с его беспартийным и «неазконнорожденным» спикером Андреем Шимкивом («Единая Россия» выдвинула другого кандидата — Ивана Мороза) хорошо виден на фоне истории со сдачей в аренду на 49 лет более 250 гектаров леса в одном из районов области. Тогда в заксобрании потребовали от губернатора расторгнуть договор из-за коррупционной составляющей, уволить главу департамента лесного хозяйства Олега Дубовицкого и минсельхоза Василия Пронькина. Депутат заксобрания от КПРФ Вадим Агеенко даже предложил Городецому уйти в отставку, правда потом сказал, что высказывание было «иронично-эмоциональным». Губернатор договор расторг, Дубовицкого уволил, а Пронькина снял только с поста вице-губернатора, сократив должность и назвав это оптимизацией, но оставил ему во владение министерство сельского хозяйства.
Разрушительным было и противостояние главы Новосибирской области с мэром-коммунистом Анатолием Локтем, который в 2014 году выиграл выборы у бывшего зама Городецкого Владимира Знаткова. Из-за партийных разногласий у губернатора и градоначальника накопились претензии друг к другу чуть ли не по каждому управленческому проекту.
— Мэрия отошла от строительства четвертого моста, не поддерживает губернатора по мусорной концессии, по ледовому дворцу — по огромному количеству проектов у них разная позиция. — говорит политолог Алексей Мазур.
Борьба вышла из публичного пространства после того, как с Локтем «поработали люди из полпредства и Администрации президента», добавляет Мазур. Несмотря на это в медиа, входящих в «губернаторский холдинг» (телеканал ОТС, «Радио 54», газета «Советская Сибирь», портал vn.ru и другие учрежденные облправительством СМИ), стараются мэра не упоминать.
— Поговаривают, что Филиппыч умеет шутить, — говорит источник в редакции ОТС. — На открытии инновационной площадки «Точка кипения» в Технопарке сказал: «Рад, что Новосибирск стал пятой точкой». Чаще всего он употребляет слова «убеждён» и «диалог». Диалог у него вообще во всем и со всеми, поэтому мы часто говорим: если поменять местами его синхроны из разных сюжетов — смысл не изменится.
Саботаж системы
— Президент высказывает своё мнение и определяет решение — вот тогда надо его оглашать. А так не мне судить. Я работаю с удовольствием по доверию, которое оказали вы мне, избиратели. Не моё это кредо — комментировать сплетни, — сказал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий о своей возможной отставке 26 сентября во время встречи с журналистами.
Неудивительно, что глава региона упомянул и президента, и избирателей для подтверждения своей легитимности. Городецкий, как и многие российские губернаторы, и назначенный, и всенародно избранный (голосовали в 2014 году, правда, менее трети избирателей). После отставки «в связи с утратой доверия» предыдущего губернатора Василия Юрченко, президент Владимир Путин назначил его зама по развитию новосибирской агломерации Городецкого на пост главы региона. Решение понятное, все-таки у него за плечами гигантский опыт мэра Новосибирска, которым Городецкий был 14 лет. Но в реальности система губернаторской власти была для Городецкого чужой, причем активно чужой.
— Он сидел в администрации вице-губернатором, у него никаких реальных полномочий не было, — говорит политолог Дмитрий Пучкин. — А когда с треском убрали Юрченко, под рукой у федеральных властей оказался только Городецкий — тогда Администрация президента варягов никуда не посылала.
На экс-губернатора Василия Юрченко вскоре завели несколько уголовных дел (сейчас одно из них приближается к приговору, остальные закрыты). Причиной отставки многие местные политики и журналисты называли затяжной конфликт Юрченко с бывшим губернатором области, а на тот момент полпредом Виктором Толоконским (недавно уволенным уже с поста главы Красноярского края). Назначенный на место Толоконского его зам Юрченко, неожиданно для бывшего начальника, начал вести самостоятельную политику.
— Никто так до конца и не понимает, почему ушел Толоконский, — рассказывает Пучкин. — На тот момент Юрченко был просто «одним из», и Виктор Александрович не уследил. При этом он хотел сохранить влияние в Новосибирской области, и ему это в конце концов удалось.
Свою долгую политическую карьеру сорокаоднолетний председатель райисполкома Владимир Городецкий с опытом работы на предприятиях оборонной промышленности, но без друзей и родственников в Новосибирской области (уроженец Брянщины всё-таки), начал в 1989 году в команде председателя Новосибирского горисполкома, будущего главы региона Ивана Индинка, где проработал три года. После небольшого перерыва он вернулся уже заместителем мэра города Виктора Толоконского и вскоре сменил его на этом посту, когда тот стал губернатором. Поэтому во время противостояния Василия Юрченко со своим бывшим начальником Городецкий ожидаемо поплатился постом мэра Новосибирска.
— Юрченко назначил его вице-губернатором, чтобы убрать с поста мэра, — говорит глава департамента массовых коммуникаций в правительстве бывшего губернатора Василия Юрченко, а ныне руководитель отделения незарегистрированной Партии прогресса Андрей Гладченко. — А потом он просто оказался в нужное время в нужном месте.
Городецкий трижды избирался мэром Новосибирска и пробыл в этом кресле почти 14 лет, до 2014 года. Первый срок характерен тем, что закончился период противостояния региональных и муниципальных властей, потому что мэром стал бывший подчинённый губернатора Толоконского. Памятна и реформа Гусинобродской барахолки — монструозного рынка на окраине города, находящегося под протекторатом криминальных кругов — с целью увеличить легальные доходы города от него. Реформа вроде удалась, но за них пришлось заплатить жизнью двух вице-мэров Игоря Белякова и Валерия Марьясова, убитых по заказу криминальных групп. Окончательно барахолку закрыл только Анатолий Локоть.
Чтобы избраться на второй срок, Городецкому понадобился второй тур. Тогда против него выступил медиамагнат Яков Лондон, владелец телеканала НТН-4, известного критикой власти. По словам очевидцев, это были самые интересные выборы мэра Новосибирска. Подконтрольные Городецкому и Толоконскому радиостанции крутили песню «Лондон, гудбай», а газеты печатали статьи под заголовком «Почему в Англии не любят евреев». Со стороны Лондона выступал его телеканал НТН-4, который после победы Городецкого во втором туре был закрыт. Бывшие сотрудники считают, что частоту отобрали при непосредственном вмешательстве главы региона Виктора Толоконского.
Репутация в СМИ: либерал
Однако, в целом, отношения СМИ и с губернатором, и с мэром Городецким складывались довольно миролюбиво, в отличие от других сибирских регионов.
— В принципе в традициях Новосибирской области — довольно либеральные отношения власти и СМИ. Здесь характеры губернаторов играли не ключевую роль, — говорит главный редактор Тайги.инфо Евгений Мездриков, который, будучи журналистом, застал трёх губернаторов: Толоконского, Юрченко и Городецкого. — Развитый рекламный рынок, очень глубокое проникновение интернета, которое обеспечило быстрое развитие интернет-СМИ, которые менее зависимы от власти, чем властители умов начала нулевых — газеты и телевидение. Их сложнее закрыть».
Однако у каждого губернатора, по словам Мездрикова, был политический зам, который проводил жёсткие решения. У Толоконского — Алексей Беспаликов, «дубина губернатора», у Юрченко — Алексей Хомлянский, который пытался при помощи областного телевидения дискредитировать участников протестов против отмены льготного проезда. Городецкий тоже сначала назначил курировать СМИ Александра Титкова, который «угрозами и проверками руками силовиков настроил против себя почти все ведущие медиа».
— К счастью, мы солидарно добились его снятия с этого направления. После смены куратора политического блока давление правительства на СМИ прекратилось. В целом нельзя сказать, что при Городецком СМИ стало лучше или хуже, — говорит Мездриков. — Губернаторы оставались над схваткой и оставались внешне открытыми. Только Толоконский, будучи одним из самых либеральных глав региона, не смог перенести покушение на власть со стороны НТН-4 во время выборов мэра.
На третий срок в 2009 году Городецкий избрался без проблем. Главным событием стало окончание строительства Бугринского моста через Обь, который приехал открывать Путин. Но не обошлось и без скандалов — бывшие чиновники мэрии Городецкого находятся под следствием по делу о незаконной продаже муниципального жилья, получившего название «дело 1500 квартир».
Само растаяло
Уходя с поста мэра в вице-губернаторскую «ссылку», Городецкий и сам называл итоги своих трёх сроков противоречивыми. Многим горожанам он запомнился по мему «Само растает». Так мэр прокомментировал в апреле 2013 году ситуацию с вывозом оставшегося в городе снега. Сменивший его на этом посту коммунист Анатолий Локоть спустя почти 4 года шутил: «Само растает — это значит, нас всех затопит».
— Главный казус губернатора Городецкого в том, что он проигрывает даже самому себе — мэру Городецкому, — говорит новосибирский политолог Дмитрий Пучкин. — По сравнению с Виктором Толоконским, уход которого вызвал массовое сожаление, да и со всеми остальными главами региона постсоветской эпохи, Городецкий — слабый губернатор.
Главная идеолгическая идея губернатора Городецкого — реиндустриализация Новосибирской области. Цель высокая, но даже не то, что амбициозная, но вообще фантастическая для современного Новосибирска. Регион скорее торговый или научный (за счёт Академгородка и наукограда Кольцово), но вряд ли приоритетно индустриальный. Производство, особенно инновационное, вроде потихоньку оживает, но например, Промышленно-логистический парк, строительство которого начинал 10 лет назад Виктор Толоконский, так и не открылся. Средние доходы населения, по прогнозам правительства, в следующем году вырастут чуть больше, чем на 3 000 рублей — до 36 000. Вместе с тем растёт и госдолг региона — в начале года он за месяц увеличился на 8 млдр за счет займов у частных банков.
Об отставке заговорили довольно-таки давно. — Владимир Городецкий попал в группу риска по нескольким критериям. Он из кадров советской эпохи — если мы посмотрим по другим регионам, то именно таких отправляют в отставку. Но главное — это конфликты как общественно-политические, так и внутриэлитные. Единственный параметр, по которому губернатор остается, это субординация — он исполняет указания сверху. Я думаю, что чаша весов колеблется — по Городецкому решение не принято, оно может быть отложено на месяц-другой, — рассказывал незадолго до последних событий Алексей Мазур, политобозреватель Тайги.инфо, которая, как говорил в 2013 году тогда ещё мэр Городецкий, «всё наперед знает».
Во вторник, 3 октября, Городецкий уехал в Москву, официально не в АП, а на совещание в Министерство транспорта. Тремя днями ранее губернатор открывал ярмарку белорусских товаров — уже тогда сотрудники пресс-службы шутили, что это исторический пресс-подход, потому что последний.