Третья энергетическая революция

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
20 ноября 2017, 21:16

Ее технологии не станут концом нефтегазодобычи и основанных на ней отраслей, но изрядно перетряхнут всю эту цепочку. Нас ждет плоский или снижающийся рынок углеводородов, считают аналитики издания Oilprice, на котором будут царить международные компании и тенденции консолидации либо диверсификации.

Читайте Monocle.ru в

Краткая история техники

По истории развития добычи нефти и газа можно изучать историю технических изобретений и технологий. До недавнего времени новые технологии являлись чем-то вроде локомотива для нефтегазового сектора. Сейчас ситуация изменилась – технологии выступают против нефтяников и газовиков. Этот вызов кардинально меняет нефтяные и газовые рынки, пишет Oilprice.

В самом начале нефть только сжигали. Ситуация резко изменилась с изобретением двигателя внутреннего сгорания, который превосходил паровой двигатель как по мощи, так и по всем остальным параметрам. Следующей крупной вехой стало изобретение конвейера. Он не только помог наладить массовый выпуск двигателей внутреннего сгорания, но и сделал его доступным для обычных людей. Вскоре после этого на смену конному экипажу пришел автомобиль, и нефть стала одним из главных источников топлива для транспортных нужд. В это же время на смену паровозам пришли дизельные поезда, пароходам – теплоходы, а дирижаблям – самолеты.

Долгое время газ был никому ненужным и нежелательным побочным продуктом добычи нефти. В подавляющем большинстве случаев его просто сжигали прямо на нефтяных и газовых скважинах. Но позднее появление газопроводов и химические технологии позволили использовать природный газ как в химической промышленности, так и для отопления зданий, приготовления еды и производства электроэнергии. Еще позже, с появлением технологии сжижения природного газа, транспортировка газа приобрела глобальный характер.

Развитие технологий стояло не только за первой энергетической революцией, т. е. переходом от дерева к углю, который произошел во время промышленной революции XVIII-XIX веков, но и за второй: переходом от угля к нефти и газу, который датируется первой половиной XX века. Однако сейчас нефть и газ, главные бенефициарии технологического прогресса, сами оказались в положении обороняющейся стороны. Причем, обороняться им приходится от все того же технологического прогресса. Электродвигатели на транспортных средствах становится все более серьезным конкурентом двигателям внутреннего сгорания, вступив в схватку с нефтью. В то же самое время вызов газу в производстве электроэнергии бросили ветер и солнце.

Революция не сметет нефть и газ

Стремительное развитие возобновляемой энергии спровоцировало появление многочисленных прогнозов, суть которых сводится к скорой и неминуемой кончине нефтяного и газового секторов. Однако, считает Oilprice, слухи о смерти нефтегазовой промышленности, скорее всего, сильно преувеличены. Следует помнить, что нефть и газ используются не только в качестве топлива для транспортных нужд, или при производстве электроэнергии. Такие драйверы спроса на нефть, как тяжелые перевозки и авиация, оказались невосприимчивы к электрификации транспорта. Причем, скорее всего, эта тенденция продолжится и в будущем. Газ остается главным сырьем для химической промышленности и основным энергетическим источником для таких отраслей, как металлургия, производство бумаги, цемента и т.д.

Даже если оправдаются существующие сейчас высокие ожидания относительно новых технологий, пройдет значительное время, прежде чем электричество на транспорте окончательно возьмет верх над нефтью, а газ уступит энергии солнца и ветра при производстве электроэнергии.

Кроме развития аккумуляторов, для электрификации транспорта необходима зарядная инфраструктура. В тех районах, где в большинстве жилых домов есть гаражи, этот вопрос стоит менее остро, поскольку электромобили можно заряжать по ночам дома. С учетом того, что зарядка будет происходить в непиковые часы для электропотребления, существенного скачка в нагрузке на электросети быть не должно.

Но там, где гаражи находятся не в жилых домах автовладельцев, придется развивать сеть зарядных станций. Конечно, логичнее всего было бы оборудовать зарядными устройствами парковки, но для этого потребуется огромное количество всевозможных согласований. Это значит, что для большинства городских районов на организацию зарядной инфраструктуры уйдут годы, если не десятилетия.

Рыночные стратегии

У перехода от угля и газа как источников для производства электроэнергии к энергии ветра и солнца во многих частях света имеются схожие практические препятствия. В богатых странах деньги для быстрого перехода, конечно, найдутся. Более бедные страны постараются как можно дольше сохранять существующую инфраструктуру. В таких странах, а их, конечно, большинство, переход будет очень медленным.

Следовательно, делает вывод Oilprice, даже при самом благоприятном для сторонников чистой энергетики сценарии, использование сырой нефти и природного газа, а значит, и спрос на них сохранится еще на долгие годы. Однако отличительной чертой рынка будет плоский спрос или его снижение. Избыток нефти и газа будет оставаться хронической угрозой для такого рынка, т.е. ситуация последних трех лет будет постоянной.

Более конкурентоспособными в таких условиях будут, конечно, самые дешевые ресурсы и операции. При растущем рынке национальные нефтяные компании (NOC) имеют перевес над международными (IOC). При плоском или снижающемся рынке картина будет противоположной. Рост на нем может быть достигнут только при помощи консолидации, считает Oilprice.

Доступ к ресурсам получат лишь самые эффективные и прибыльные IOC. Остальным придется рынок покинуть. Причем, уход будет осуществляться как посредством банкротств, так и посредством диверсификации для перехода на новые рынки. Поэтому, считает Oilprice, диверсификация должна значиться в планах всех нефтяных компаний, но для IOC она более важна, чем для NOC.