В кабинах Airbus останется по одному пилоту

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
23 ноября 2017, 10:37

Европейский авиастроитель намерен оставить в кабине лайнера одного человека, а остальное управление многотонной машиной с сотнями пассажиров на борту намерен доверить искусственному интеллекту. Находясь в русле технологических тенденций, этот план противоречит практике последних лет, когда, после известной авиакатастрофы во Франции, авиакомпании получили рекомендацию всегда иметь в кабинах двух пилотов.

ТАСС Автор:Ян Линн
Кабина пилота самолета AirBus A330. Скоро второе кресло станет не нужным
Читайте Monocle.ru в

Слухи взбудоражили авиационный мир

С учетом того, что на борту пассажирских лайнеров находятся десятки и сотни пассажиров, никто пока не говорит о полном отказе от пилотов. Неизвестно, выйдет ли когда нибудь на гражданские авиалинии беспилотный самолет. Но и помимо этого у европейского авиагиганта Airbus большие планы в плане автоматизации управления самолетом.

Компания собирается построить центр инноваций в Шэньчжэне. Именно там будет создаваться первый беспилотный пассажирский авиалайнер. Airbus сейчас ведет переговоры с рядом китайских компаний и в первую очередь с Baidu о совместных разработках в области искусственного интеллекта (AI), который и заменит в кабине самолета всех или почти всех людей.

Airbus SE намерен разработать автономный авиалайнер и технологии, которые позволят одному человеку управлять огромным самолетом. В первую очередь, объяснил глава технологического отдела Airbus Пол Еременко агентству Bloomberg, это принесет солидную экономию средств, что в наши трудные времена очень важно для коммерческих компаний.

«Да, мы хотим разработать технологию одного пилота,- подтвердил Еременко слухи, уже взбудоражившие авиационный мир.- Для того, чтобы избавиться от людей в кабине авиалайнера, понадобится разработать множество технологий».

Тенденция, как ни странно, обратная

Аэрокосмическая отрасль бросилась вдогонку за автопроизводителями, которые вкладывают большие средства как в приобретение стартапов, специализирующихся на разработке автономных автомобилей, управляемых AI, так и в собственные разработки. Сейчас крупнейшие авиапроизводители, включая Airbus и Boeing Co., тоже устроили соревнование, кто первым разработает AI, который в один прекрасный день позволит компьютерам, а не людям управлять пассажирскими самолетами.

Претворить эту идею в жизнь в отрасли, где вот уже несколько десятилетий считается обязательным иметь в кабине авиалайнера как минимум двух пилотов, будет нелегко. После того, как пилот немецкого лоукостера Germanwings в марте 2015 года направил самолет A320 на скалы во Французских Альпах, в результате чего погибли все полторы сотни пассажиров и членов экипажа на борту, большинство авиакомпаний в разных странах усилили меры безопасности и сделали обязательным присутствие в кабине лайнера во все время полета не меньше двух пилотов.

В правилах и нормах авиационного сектора даже нет такого понятия, как пассажирский самолет, управляемый одним пилотом, не говоря уже о самолетах вообще без пилотов. Поэтому пока даже неясно, считает специалист по авиаделу Роберт Манн, согласятся ли на такой неожиданный поворот пассажиры или страховые компании, которые, особенно в последние годы, очень внимательно относятся к безопасности полетов.

«Люди очень подозрительно относятся к такого рода вещам,- объясняет Шукор Юсоф, основатель консалтинговой компании Endau Analytics, Малайзия.- Да, на земле уже есть автономные автомобили и автобусы, но поступить так же с тем, что поднимается в воздух, это совсем другое».

За штурвал некого сажать?

Работы по созданию новых технологий идут полным ходом. Подразделение Airbus - Urban Air Mobility разрабатывает технологии, связанные с искусственным интеллектом. Boeing объявил в октябре о покупке компании, которая разрабатывает для Uber Technologies Inc. летающие такси, а также фирмы, специализирующейся на гибридных самолетах, которые будут летать не только на керосине, но и благодаря электроэнергии.

На прошлой неделе Airbus согласился построить центр инноваций в Чжэньшэне, крупном городе на юге Китая, недалеко от Гонконга. Он позволит ускорить и расширить важные исследования, необходимые для будущих перемен в авиации. Китай, по словам Пола Еременко, поможет Airbus создавать такие технологии будущего.

«Думаю, сейчас начинает открываться китайский авиарынок, - размышляет глава технологического отдела Airbus. - Сейчас у Китая появилась возможность совершить большой прыжок и опередить нас так же, как он уже сделал или собирается сделать в других отраслях…»

Airbus, штаб-квартира которого находится в Тулузе, разрабатывает также технологии, которые позволят еще больше автоматизировать кабину авиалайнеров и таким образом решить серьезную проблему, с которой столкнулись многие страны, к примеру, тот же Китай, который менее чем через десятилетие станет крупнейшим авиарынком планеты, а именно – проблему дефицита пилотов. Airbus ведет переговоры с рядом китайских компаний, включая Baidu Inc., о разработке беспилотных технологий в авиации.

По прогнозам аналитиков Boeing, в следующие пару десятилетий только для коммерческой авиации потребуется 637 тыс. пилотов. Авиационной отрасли необходимо срочно решить проблему заполняемости кабин самолетов, потому что, как утверждает Пол Еременко, за все время существования авиации было подготовлено не более 200 тыс. пилотов.

Между тем, отовсюду мы слышим прогнозы того, что скоро миллионы квалифицированных кадров в различных отраслях останутся без работы. Всех, мол, заменят работы. Но оказывается, проблема - не в засилии роботов, а в нехватке людей. Это вселяет оптимизм с точки зрения рынка труда и вызывает нововые вопросы, по поводу того, кого готовит система образования и каким образом общество мотивирует молодые людей, выбирающих профессию.

А тем временем подразделение Airbus - A3 Silicon Valley энергично работает над созданием летающего такси Vahana. Первые испытания необычной беспилотной машины, которая в довершение ко всему еще и работает на электроэнергии, должны состояться до конца этого года. Такси рассчитано на одного пассажира. Радиус действия Vahana пока невелик – не более 80 км, но это, обещают в Airbus, только начало. Да, беспилотная авиация пока - дело смелых одиночек, почсти такое же, каким на заре своего развития была вся авиция.