За девять месяцев текущего года бюджет Латвии недосчитался 50 миллионов евро из-за потери грузов из России, а если страна окончательно лишится российского транзита, то будет терять 200-250 миллионов евро ежегодно, сообщает портал rubaltic.ru со ссылкой на парламентского секретаря латвийского министерства экономики Эдгарса Таварса. Страны Балтии пытаются бороться за восстановление равновесия в данной сфере, однако, вернуть российские грузы в Прибалтику уже почти невозможно.
«Вся логистика в Латвии — это 10% от ВВП, примерно 50% транзита — это российские грузы. Уход российских грузов может означать потери в размере 200-250 миллионов евро ежегодно. Это могут почувствовать 20-30 тысяч работников, и могут быть очень серьезные потери», — отметил Таварс.
В случае ухода российского транзита «Латвийская железная дорога» вынуждена будет обслуживать только внутренние грузы, что не идет ни в какое сравнение с прибылью от российского транзита. Привлечение же белорусских и китайских грузов не сможет и наполовину покрыть потерю российских грузоперевозок. Представители отрасли всей Прибалтики признают катастрофичность положения и призывают бороться за возвращение российских транзитных перевозок.
Если прибавить к этому, что Россия уже увела из Прибалтики в Приморск и Усть-Лугу свою нефть и большую часть нефтепродуктов, то положение выглядит совсем удручающим.
Ситуация с транзитом через страны Балтии шла к его логическому завершению несколько лет: грузооборот сокращался практически повсеместно, правда, с различными показателями.
Лидером по сокращению количества грузов много лет остается Таллин, который за 10 месяцев этого года принял на 9,2% меньше грузов, чем в прошлом году, что составило 14,2 миллиона тонн. Снижение поставок нефтепродуктов и нефтехимии из России до 5,7 миллиона тонн и вовсе делает положение Таллинского порта критическим.
На втором месте по падению грузооборота Рига, чей оборот с потерей российских грузов сократился на 7,6%, до 28 миллионов тонн.
Относительно неплохое положение портов Клайпеды, Вентспилса и Лиепаи позволяет ряду прибалтийских политиков делать заявления, что с потерей грузов с востока "еще не все потеряно" и кризис в данной сфере не так масштабен.
Пути спасения транзитной отрасли чиновники Латвии, Литвы и Эстонии предлагают примерно одинаковые: переговоры с правительством России по сохранению за странами Балтии хотя бы малой части российского грузопотока, поиск новых партнеров по грузоперевозкам, повышение конкурентоспособности и привлекательности для остающихся старых и потенциальных новых клиентов логистической сферы Прибалтики.