Toyota идет против тренда на электромобили

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
28 ноября 2017, 23:09

Несмотря на резкий рост продаж гибридов и электромобилей, главный автопроизводитель планеты, единственный из крупных автомобильных компаний, продолжает делать ставку на водородный двигатель как на мотор будущего.

AP/TASS Автор: Yuri Kageyama
Сотрудники компании рядом с Toyota Mirai на заправочной водородной станции в Токио. Тойота делает ставку на футуристический технологию водородных топливных элементов в своем варианте автомобиля с нулевым уровнем выбросов
Читайте Monocle.ru в

Один в поле

Toyota Motor Corp. по-прежнему верит в «светлое будущее» автомобилей на водороде, утверждает Bloomberg. Лидера мирового автопрома не смущает очевидная изоляция, в которой он оказался, поскольку коллеги-конкуренты сейчас ускоренными темпами разрабатывают электромобили.

Три года назад президент Toyota Акийо Тойода представил четырехдверный семейный седан Mirai, работающий на водороде. В основе водородных автомобилей – технология топливных элементов, при которой в атмосферу выделяется только тепло и водяной пар. Экологичность является одним из главных преимуществ автомобилей, работающих на водороде. Несмотря на это продажи Mirai, который стоит 57,5 тыс. долларов, очень сильно уступают продажам электромобилей, например, Nissan Leaf, который стоит вдвое дешевле: около 5 тысяч и порядка 300 тысяч соответственно.

Конечно, с водородными авто экспериментирует не одна Toyota. Однако Honda Motor Co., Hyundai Motor Co. и Audi, в отличие от Toyota, сейчас переориентировались на выпуск электромобилей.

На крупнейшем авторынке планеты – китайском количество зарядных станций в прошлом году увеличилось почти вдвое, до 215 тыс., а количество водородных заправочных станций осталось прежним – 5. Пекин намерен в 2019 году ввести ограничение вредных выбросов в атмосферу и присоединиться к странам, которые собираются со временем запретить машины, работающие на ископаемом топливе.

Самореализация электромобиля

В ноябре состоялась презентация новой модели Roadster Илона Маска с пробегом на одной зарядке 1000 км, что вдвое превышает пробег Mirai. Tesla давно отказалась от технологии топливных элементов из-за их высокой стоимости и трудностей с производством, складированием и транспортировкой водорода.

«Компаниям легче получать прибыль на электромобилях, а властям легче создавать для них инфраструктуру, — объясняет агентству Bloomberg преимущества электромобилей перед водородными автомобилями Ричард Кей, менеджер компании Nippon Comgest Inc. — Несколько последних лет популярность электромобилей быстро растет. Поэтому они значительно ближе к тому, чтобы стать реальностью».

Ввиду этого желающих работать над развитием топливных элементов становится все меньше. Так, директор Honda Такахиро Хачиго сказал в октябре, что, по его мнению, электромобили в ближайшем будущем будут развиваться быстрее. По словам вице-президента Hyundai Ли Кванг-гука, электромобили станут лидером их программы выпуска экологически чистых машин. Намного меньше внимания, чем раньше, уделяет топливным элементам и Volkswagen. Так в сентябрьском выступлении директора Маттиаса Мюллера, в котором он объявил об агрессивной стратегии развития электромобилей, топливным элементам было уделено лишь несколько слов.

Ворона летает на водороде

На этом фоне всеобщего фактического отказа от водородных автомобилей Toyota выглядит белой вороной. Ее желание продолжать развитие технологии топливных элементов, начатое еще в 90-е годы прошлого века, осталось неизменным. В руководстве Toyota считают, что электромобили и автомобили на водороде необходимо развивать одинаковыми темпами, потому что в разных регионах планеты предпочитают разные виды энергии. Вице-президент Дидье Лерой заявил в октябре на Токийском автосалоне, где Toyota оказалась единственным японским автопроизводителем, показавшим водородные модели: «Мы знаем, например, что топливные элементы в Японии будут значительно большим, чем просто машинами. И во многих регионах к ним будут относиться точно так же».

Сейчас главным рынком для автомобилей на водороде за пределами Японии является Калифорния, но и в этом американском штате всего лишь 30 водородных заправок. Все усилия Toyota и ее партнеров создать необходимую инфраструктуру и на Восточном побережье США из-за многочисленных задержек пока не увенчались успехом. Для сравнения, Bloomberg насчитал в прошлом году в США более 44 тыс. зарядных станций для электромобилей.

В самой Японии 91 водородная заправка. К 2020 году планируется довести их количество до 160, а к 2025 – до 320, но у специалистов сильные сомнения, что удастся достичь намеченных рубежей. Опять же для сравнения: электрических станций в Стране восходящего солнца в 2016 году было более 28 тыс.

Круто и не так дорого

Электромобили все больше уходят вперед несмотря на то, что Toyota с партнерами тратит немалые средства на рекламу топливных элементов. Их сторонники оказались перед трудной дилеммой: развитие инфраструктуры требует увеличения количества автомобилей на водороде и наоборот.

Между тем Toyota, лидер по водородным автомобилям благодаря Mirai, отгрузила после схода этой модели с конвейера лишь около 4300 машин в то время, как Nissan продал после 2010 года уже около 300 тыс. электромобилей Leaf, а Tesla после 2008 года – более четверти миллиона Roadster.

Остальные производители автомобилей на водороде сильно отстали: Honda за год продала менее 700 Clarity Fuel Cell, а Hyundai за четыре года – почти 900 Tucson Fuel Cell.

Toyota поставила цель продавать к 2020 году ежегодно около 20 тыс. автомобилей на водороде. Для того, чтобы ее достичь, необходимо не только развитие инфраструктуры, но и усовершенствование, по словам главного инженера компании Йошикацу Танаки, самого Mirai.

Начать следует, считает Танака, с пробега, который у Mirai равен 500 км и, по американским стандартам, очень мал. Другое усовершенствование звучит более абстрактно: «Мы хотим, чтобы люди покупали (водородную) машину не только ради экологичности, но и потому что ездить на ней круто».

Председатель совета директоров Toyota Такеши Ушиямада сказал в интервью журналу Spiegel в ноябре, что электромобили с большими пробегами и тяжелы и дороги для  массового производства. Новый Roadster от Teslaможно будет купить в 2020 году за 200 тыс. долларов. Причем, это базовая цена.

«Таких автомобилей в наших планах на будущее нет», - подчеркнул Учиямада.

Toyota ставит перед собой задачу ускорить развитие автомобилей на водороде. Компания продала в начале этого столичной мэрии года два автобуса на водороде и планирует выпустить к 2020 году около сотни. Инженеры Toyota также работают и над созданием водородного грузовика.