Соединенные Штаты, фактически создавшие после Второй мировой войны международную торговую систему, считаются общепризнанным лидером во всем, что касается глобальной торговли. Вернее, считались до прихода к власти Дональда Трампа, который объявил о политике изоляционизма и протекционизма и вышел из Транстихоокеанского партнерства (ТРР). Сейчас на первое место в глобальной торговле, считает Politico, выходит Евросоюз, который продолжает поддерживать принципы свободной торговли.
В конце прошлой недели было объявлено о подписании торгового соглашения между ЕС и Японией. Значение этого соглашения, которое охватывает экономики, создающие примерно 30% мирового ВВП, переоценить трудно. До этого Брюссель заключил еще два схожих торговых соглашения: с Вьетнамом в 2015 году и с Канадой годом позже.
На очереди, по словам еврокомиссара по торговле Сесилии Мальмстрём, торговая сделка с блоком латиноамериканских стран Mercosur, в который входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай и Венесуэла (членство Каракаса, правда, было приостановлено этим летом). Соглашение с Латинской Америкой будет значительно больше японского. Достаточно сказать, что по объемам торговли оно превысит его в четыре раза. Благодаря сделке с латиноамериканскими странами, по словам Мальмстрём, Европа сэкономит миллиарды евро только на тарифах. Конечно, подписание торговой сделки с Японией, скорее всего, заставит стороны ускорить переговоры.
Сделка с Японией должна повлиять и на переговоры Брюсселя с Мексикой и Австралией, которые проходят в данный момент. Череда очевидных успехов Старого Света в сфере торговли важна и еще по одной причине. Заключая сделку за сделкой, Евросоюз создает новые правила мировой торговли и вне всяких сомнений отодвигает США на вторую позицию.
Например, европейская система защиты названий деликатесных продуктов, так называемая «Защита географических указаний и гарантии традиционных особенностей в Европейском союзе», охватывает уже большую часть планеты. С каждым новым подписанным торговым соглашением все больше стран соглашаются, скажем, с тем, что шампанское может быть произведено исключительно во французской Шампани, а сыр пармезан – только на севере Италии. Как подчеркнула Сесилия Мальмстрём на пресс-конференции, сделка с Японией обеспечивает защиту в Стране восходящего солнца более 200 европейских продуктов питания.
Соглашение с Токио также означает, что Япония будет следовать тем же стандартам на автомобили, что и Старый Свет. Это значит, что машины перед продажей можно будет не проверять дважды из рынков. Это значительно облегчит деятельность автопроизводителей.
Активность Европы в сфере торговли, конечно же, не случайно совпала с уходом Америки с международной арены (впрочем, наверняка временным). Кроме уже упоминавшегося ТРР, можно сказать о решении президента Трампа о проведении переговоров по изменению Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), а также блокировке Вашингтоном деятельности системы решения споров Всемирной торговой организации (ВТО). Сюда же можно прибавить регулярные угрозы ввести повышенные тарифы против китайских товаров, что повышает риск никому не нужной торговой войны между двумя главными экономиками планеты.
Такая политика США означает, что авторитет Европы в системе мировой торговли повышается и что она становится незаменимым торговым партнером для многих стран с разных континентов. Любопытно, что в день подписания торговой сделки с Японией председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер объявил о прорыве в переговорах о брексите. Лондон пошел на серьезные уступки и согласился, что до заключения торгового соглашения между выходящей из Евросоюза Великобританией и остальной Европой стороны будут придерживаться в торговле «правил Внутреннего рынка и Таможенного союза». Это означает, что граница между Ирландией и Северной Ирландией, которая входит в Соединенное Королевство, останется на неопределенное время без таможенных постов со стороны Британии, позиции которой на переговорах о брексите теперь значительно ослаблены.
Кстати, соглашение между ЕС и Японией четко показывает Лондону, что он теряет, покидая Евросоюз. На вопрос журналистов, сохранит ли Великобритания выгоды торгового соглашения объединенной Европы и Японии, еврокомиссар Мальмстрём ответила отрицательно. Британия будет ими пользоваться до дня официального объявления о выходе из Евросоюза.