У российского бюджета отличные фьючерсы

Михаил Рогожников
главный редактор Monocle.ru
18 декабря 2017, 12:50

ТАСС Автор: Замир Усманов
Качнули в бюджет
Читайте Monocle.ru в

Не подкачала

Цены на нефть поднимаются в понедельник, сообщил «Интерфакс». Агентство уточняет, что стоимость февральских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 8.15 по московскому времени составила 63,37 долларов за баррель, поднявшись на 0,14 доллара. Цена фьючерса на нефть WTI на январь на NYMEX увеличилась к этому времени на 9 центов, до 57,39 долларов за баррель.

Согласно данным Baker Hughes, обнародованным в пятницу, число действующих нефтяных буровых установок в США за минувшую неделю сократилось на четыре единицы - до 747 установок, после роста их числа в течение трех недель. При этом, по данным Минэнерго США, добыча нефти в этой стране за первую неделю декабря выросла на 73 тыс. баррелей в сутки, до рекордных 9,78 млн баррелей.

Агентство цитирует аналитика издания Sevens Report Тайлер Ричи, который отмечает, что прошедшая неделя была волатильной: приостановка работы одного из важнейших нефтепроводов в Северном море, Forties Pipeline System FPS поддержала рынок в начале недели, однако данные о росте добычи нефти в США, оказавшемся втрое выше среднего уровня, спровоцировали снижение цен, сказал он. Аналитик  Sevens Report имеет в виду небольшое снижение нефти Brent на 0,08 доллара, до 63,23 долл./за барр., которое имело место в пятницу.

Восходящий тренд по нефти продолжается, и технические индикаторы говорят в пользу дальнейшего роста —  уровень 60 долларов за баррель дважды устоял под натиском коррекции на фоне данных из США в течение ноября и декабря, согласно которым количество буровых установок росло, комментирует Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела компании Grand Capital. Что касается перспектив стремительного продолжения восходящего движения, то они весьма противоречивы, считает он. Для этого необходимы новые позитивные драйверы, которых пока нет. Следовательно, более вероятным является продолжение движения в канале 61-65 долларов — минимум до конца года, или до появления новых стимулов.

Уверенно смотрим в близкое будущее

Нефть Brent с начала ноября в «боковике» с границами 61.20-64.50 долларов, отмечает Михаил Алтынов, директор по инвестициям ИК «Питер Траст». Что, на наш взгляд, главное для оценки перспектив? — задается вопросом эксперт.Если идти от краткосрочных факторов к более долгосрочным, то первым делом нужно отметить, что остановлен нефтепровод в Северном море. Далее — количество активных буровых США уменьшилось впервые за 3 недели. Импорт нефти в Китай последние месяцы выше ожиданий. Позиции на покупку спекулянтов на NYSE, так называемые «managed money», повторили максимумы начала года. Форвардная кривая цен Brent в состоянии «бэквордации»: февраль 2018года — 63.70 долл., а декабрь 2020г. — 56.70 долл., хранить нефть в танкерах невыгодно.

ОПЕК договорилась о продлении ограничений добычи до конца 2018 года,  спустя несколько недель появились слухи о возможности досрочного выхода участников из сделки в июне. Добыча нефти в США установила новый исторический максимум в 9,7 млн бар. ОПЕК и МЭА в последних обзорах расходятся в оценке будущего спроса. Запасы нефти в США (их экстраполируют на мир) на уровнях ниже прошлого года, но все еще выше 5-летнего среднего.

Михаил Алтынов обозначил ключевые вопросы на среднесрочный период 2-3 месяца, на которые пока нет ответа и мнения по которым у участников расходятся: первый, насколько вырастет добыча в США и второй, каков будет мировой спрос на нефть в 2018 году?

Нефть в состоянии неустойчивого равновесия, ближайший раздражитель — данные по добыче в США в среду. Мы считаем фактор способности и желания американских сланцевиков наращивать добычу главным в сложившемся пазле на рынке нефти. В их способности сомневаться не приходится, так как операционная  себестоимость на уровне 40 долларов, а цена-то 57! Но с желанием могут быть проблемы: в прессе появились слухи о намерениях компаний-производителей порадовать инвесторов дивидендами и сократить долги, заключает он.

Основываясь на приведенных Михаилом Алтыновым данных, можно сделать вывод, что у цен на нефть хорошие, с точки зрения продавцов, ближайшие перспективы и не слишком радужные долгосрочные, в районе 2020 года. Это мнение, по-видимому, укрепляет и Иван Капитонов, доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.

На бумаге все в порядке

Цены на нефть давно оторвались от физического рынка, что в очередной раз подтвердилось текущим трендом, говорит он. Ведь, несмотря на факт, что добыча нефти в США в целом неуклонно растет, именно уменьшение количества буровых дало информационный толчок к росту цен. Такой рост, к сожалению, не может носить долговременный характер, и игроки в отсутствие других новостей для игры на повышение, зафиксируют прибыль, продав бумажные контракты.

То есть, как говорилось выше, необходимы новые позитивные драйверы, а их нет и, надо заметить, не предвидится. Но в целом для российской экономики и бюджета ситуация выглядит вполне прилично. Достаточно сопоставить уровень цен в 57 долларов за баррель в 2020 году и то, что бюджет у нас сверстан исходя из цены 40 долларов. Прогноз Центробанка, о котором стало известно в пятницу 15 декабря (одновременно с сообщением о снижении ключевой ставки) — 55 долларов на 2018 год, также выглядит реалистично и даже чуть скромнее, как и обычно в последние годы.

Оптимизм при приближении к следующему году дает и такой общий взгляд: несмотря на сделанные ранее Всемирным банком прогнозы в 54 доллара за баррель в 2018 году, текущие котировки февральских фьючерсов уже перемахнули уровень в 64 доллара и имеют умеренно слабый тренд к росту, отметил Валентин Островский, директор финансовых проектов CAF Group. Он связывает это с действием экономических и политических факторов. Производители нефти из стран ОПЕК и другие крупные игроки готовы договариваться и сдерживать уровень добычи нефти. Производителям сланцевой нефти низкие показатели цен тоже не очень выгодны и активного роста количества буровых установок на  сланцевых месторождениях нет.

С другой стороны, политическая ситуация на Ближнем Востоке далека от спокойной. Отчасти из-за соображений возможных рисков, отчасти отталкиваясь от идей, что игра на понижение ставок уже не столь интересна, биржевые игроки начинают потихоньку отыгрывать на повышение, говорит эксперт. И хотя, в перспективе развитие энергосберегающих проектов в странах — основных потребителях нефти, таких как Китай, может существенно снизить спрос, это все же вопрос не двух-трех лет, как порой представляют, а десятилетий.