Цена лжи

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
4 декабря 2017, 21:02

AP/TASS
Экс-советник президента США по национальной безопасности Майкл Флинн
Читайте Monocle.ru в

Бывший советник Дональда Трампа Майкл Флинн пошел на сделку со следствием. Ибо заврался.

Оргия спекуляций

1 декабря был праздником тщеславия для американских СМИ. Все наперебой писали о том, что после более чем года расследований «русского дела» спецпрокурору Роберту Мюллеру наконец-то удалось найти доказательства измены Дональда Трампа. Мюллер продавил Майкла Флинна – бывшего советника Трампа по национальной безопасности. Находившийся под дамокловым мечом серьезных обвинений (начиная с тайных контактов с русскими и заканчивая лоббизмом интересов турок, включая переговоры о похищении архиврага президента Эрдогана – проповедника Фетхуллы Гюлена, проживающего в США), Флинн сломался и заключил сделку со следствием. Телеканал ABC заявил, что Флинн не много не мало пообещал рассказать, что вел с Кисляком переговоры о снятии антироссийских санкций до инаугурации, а так что вел их по прямому приказу людей из ближайшего окружения Дональда Трампа. Также ожидали признаний о том, что Флинн в ходе предвыборной компании контактировал с русскими на предмет совместной борьбы против Хиллари Клинтон. А это уже тянуло на реальный импичмент.

Однако «оргия спекуляций», как ее называло издание The New York Post, закончилась очень быстро. Сам ABC выступил с опровержением – оказывается, Флинна просили лишь «прощупать почву» на предмет улучшения отношений с Москвой. Дальше – больше. Все то, о чем признался Флинн, не противоречило ни здравому смыслу, ни юридическим нормам.

Так, бывшему генералу будет сложно пришить нарушение «Закона Логана». Принятый в лохматом 1799 году, запрещает обычным не уполномоченным на то гражданам вести переговоры с иностранными государствами, имеющими проблемы с США, о принятых американским правительством решениях. По слухам, Флинн просил Кисляка не отвечать на «новогодние» санкции Обамы, намекал на готовность Трампа их отметить и чем подрывал значимость принятого Обамой решения. По данным The New York Times, Путин принял решение не отвечать на санкции уже на следующий день после переговоров Кисляка и Флинна.

В Кремле, конечно, факт просьбы опровергают. «Флинн не мог ни о чем просить Сергея Ивановича, и тем более эти просьбы никак не могли доводиться до президента России, это полный абсурд», - заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. И тут слова Пескова заслуживают доверия, ведь Путин сам прекрасно понимал все расклады. Осознавал, что этот ход Обамы имел целью нагадить новой администрации и обострить ее отношения с Кремлем еще до церемонии инаугурации – и разговор Кисляка с Флинном (если он состоялся) мог лишь подтвердить эту версию. Поэтому Путин и решил, что в эти игры он играть не будет.

Тот же Песков не стал комментировать сам факт разговора между Флинном и Кисляком. «Информация, которую Путин получает от послов, никого не касается. Решение президент принимает абсолютно самостоятельно, руководствуясь, как он сам неоднократно говорил, исключительно национальными интересами России», - отметил господин Песков. Флинн, судя по всему, обозначил позицию администрации (не просил о чем-то, а именно обозначил), и Путин принял эту позицию в качестве одного из кирпичиков своего выверенного, готовящегося не один день решения.Поэтому закон Логана здесь не применим по сути.

Сложно его будет применить и с юридической точки зрения. «В соответствии с принципом устарелости, который запрещает избирательное применение закона, который не применялся десятилетиями (а под него можно было подвести и Рейгана за переговоры с иранцами об освобождении заложников, и Картера за его диалоги с палестинцами в начале нулевых, и многих других людей – Эксперт Online), это обвинение ни к чему не приведет. И вообще, Закон Логана противоречит конституции, ибо нарушает право на свободу слова», - пишет издание The Hill.

Преступление вторично

В результате протрамповские СМИ и комментаторы уже поспешили хоронить расследование против президента, в котором оказалось слишком много фейков и слишком мало доказательств. «Как насчет заявлений сенатора-демократа Марка Уорнера, позже растиражированных Хиллари Клинтон, о том, что 1000 русских хакеров размещали направленные против Хиллари фейковые новости в ключевых колеблющихся штатах? Или о том, что русские обеспечили победу Трампа в Висконсине? На руках у всех сторонников теорий заговора лишь несколько фейсбучных реклам, и никто не может доказать, что эти рекламы повлияли хотя бы на один голос», - пишет USA Today.

К тому же, если уж говорить о доказательствах и неподобающем поведении, то на этом прокололись сами следователи. Один из сотрудников команды Мюллера – Петер Стржок – переписывался со своей любовницей, в ходе этой переписки допустил крайне резкие высказывания против Трампа. Которые доказывали его предвзятость, после чего Мюллеру пришлось его уволить. В аналогичной предвзятости обвиняют и американские СМИ. «По мнению СМИ, преступлением является само поддержание дипломатических отношений с Россией», - отмечает The Wall Street Journal.

Однако и трампофилам рано радоваться. Во-первых, Флинн все равно на крючке в «русском деле». Не потому, что его переговоры с русскими были незаконными, а потому, что он солгал о них в ходе расследования ФБР. В частности, солгал в том, что в беседе с Кисляком не призывал российские власти воздержаться от эскалации в ответ на американские санкции. «Если ключевой свидетель и бывший высокопоставленный чиновник упорствует в своей бессмысленной лжи, то как же в этой ситуации его не обвинить», - задает риторический вопрос The Wall Street Journal.

Конечно, команда Трампа нивелирует значение этой лжи. «Я должен был уволить генерала Флинна потому, что он лгал вице-президенту и ФБР. Он признался в этой лжи. Жаль, ведь его действия в течении переходного периода были законными, и скрывать там было нечего», - написал Трамп.  И даже говорит о том, что ее эта ложь не дискредитирует. «Признание Флинном вины и выдвинутые обвинения не касаются никого, кроме него», - заявил адвокат Трампа Тай Кобб.

Однако опасность есть, и она высока. Ведь будут убеждать давать показания (в том числе и фейковые) на более высокопоставленных чиновников. Следующей жертвой, по всей видимости, должен стать Первый Зять – Джаред Кушнер, который и поручил Флинну встречаться с российским послом. А затем уже обвинят и самого президента. Не в том, что он сотрудничал с русскими, а в том, что покрывал Флинна и Кушнера.

«Как мы выяснили на примере Уотергейтского кризиса, преступление становится вторичным по сравнению с попытками его покрыть. Даже если неуместные попытки переходной команды Трампа найти контакт с русскими не противоречили закону, не стоит забывать о препятствии правосудию и злоупотреблением властными полномочиями», - говорит бывший высокопоставленный сотрудник ФБР Фрэнк Монтойя-младший. Под злоупотреблениями, прежде всего, имеется в виду злополучный разговор Дональда Трампа и тогдашнего директора ФБР Джеймса Коми, в ходе которого господин президент предложил господину директору прекратить копаться в истории вокруг Флинна. А вот это уже (злоупотребление полномочиями и препятствие правосудию для спасения «своего») может тянуть на импичмент. Никсона-то обвинили именно в этом.