Аппетит Amazon стал кошмаром для американского бизнеса и угрозой для конкурентов, пишет Bloomberg. Ситуацию осложняет то, что компания Джеффа Безоса, который сейчас является самым богатым человеком планеты и который сделал свою компанию третьей по капитализации, всеядна. Никто не знает, на какой рынок придет Amazon. Он занимается всем, начиная от торговли мылом и сложнейшей компьютерной техникой и заканчивая съемками мыльных опер (его голливудская киностудия уже получила одного «Оскара») и доставкой лекарств больным американцам. Список видов деятельности Amazon займет не одну страницу. Прихода компании Безоса рынки, которым «посчастливилось» попасть в поле ее зрения, ждут со страхом, потому что действует она, как каток – утюжит все, что попадается на пути.
Amazon полон противоречий. Являясь третьей компанией планеты, он тем не менее уступает по размерам прибыли, например, небольшой авиалинии Southwest Airlines Co., которая на 426 месте по капитализации. Amazon считается высокотехнологичной компанией и очень широко использует в своей деятельности роботизацию и автоматизацию, но при этом «ютится» на складах, в магазинах и других не очень соответствующих его статусу помещениях и зданиях.
В отличие от конкурентов инвесторы Amazon любят несмотря на его противоречия, а возможно, и благодаря им. На Валентинов день в этом году компания Джеффа Безоса впервые обошла по капитализации Microsoft Corp., а 12 марта установила очередной рекорд – ее капитализация составила 774 млрд долларов. При этом Amazon, который будет в следующем году отмечать четвертьвековой юбилей, нарушает если не все, то большинство правил, по которым работают современные крупные корпорации.
О важности и значимости Amazon немало говорит хотя бы такой факт. Сотрудники крупнейших американских компаний во время встреч с акционерами упоминали название компании Безоса чаще, чем президента Трампа. По частоте упоминаний Amazon конкурирует с бывшим вчера неоспоримым лидером «налогами». О многом говорит и то, что в конкурсе за право стать местом расположения второй штаб-квартиры компании в Северной Америке участвуют 238 городов.
Если названия других IT-гигантов стали глаголами благодаря их главным продуктам, то глагол «амазонить» появился благодаря тому ущербу, который он причиняет другим компаниям. За три последних года этот глагол прочно вошел в словарь деловых терминов и стал неотъемлемой частью современного бизнеса.
Конечно, дорога к успеху для Amazon не была усыпана розами. В 2014 г. именно компания Безоса стала автором одного из крупнейших провалов в истории электроники. Речь идет о крайне неудачном смартфоне Fire, который привел Amazon к крупнейшим за два десятилетия его существования квартальным убыткам. Достаточно сказать, что цена акций Amazon в 2014 году снизилась более чем на 20%.
Джефф Безос хорошо усвоил урок. Уже через год Amazon занял шестое место в списке самых дорогих компаний планеты. В 2015-17 гг. его рыночная стоимость выросла в пять раз! Этому взлету в немалой степени способствовали облачные вычисления. Amazon занимает лидирующие позиции в этом секторе. Конечно, открывая в 2006 г. Amazon Web Services в качестве эксперимента, даже авторы проекта, наверное не могли предвидеть его колоссальный успех. Достаточно сказать, что в 2015 году AWS принесла две трети операционной прибыли всей компании, а в прошлом году – почти все 100%.
2015 год запомнился еще тем, что продажи Amazon впервые превысили 100 млрд долларов. Причем, более половины продаваемых товаров компания произвела сама. В том же году квартальная операционная прибыль Amazon впервые превысила 1 млрд долларов. За два следующих года он повторял это достижение еще пять раз.
О стремительном росте Amazon в последние три года красноречиво говорят цифры о рабочих площадях. Если в 2015 г. компании принадлежало ок. 9 млн м², включая 109 дистрибьюторских складов и 19 помещений по упаковке и сортировке, то сейчас суммарная рабочая площадь превышает 23 млн м², а число складов выросло до 150.
Самым страшным для тысяч компаний является то, что у Amazon огромные возможности для роста и диверсификации деятельности. Важное место среди них занимает ритейл. В США, кстати, более 90% всех продаж до сих пор осуществляются в реально существующих магазинах. Конечно, Amazon не забывает и о своей главной «профессии» - виртуальной торговле, где его лидерство по-прежнему неоспоримо. На его долю приходятся 44 цента из каждого доллара, которые американцы тратят на онлайн-покупки.
Джефф Безос энергично развивает ритейловый сектор. Кроме 470 с лишним магазинов Whole Foods, за последние три года он открыл десятки книжных магазинов и сотни киосков в торговых центрах, которые продают ридеры Kindle и прочие брендовые гаджеты. У Amazon порядка трех десятков заведений общепита в студенческих кампусах или в непосредственной близости от них.
Сейчас трудно предсказать, какой следующий рынок подвергнется нашествию всеядного детища Джеффа Безоса. 27 февраля компания, к примеру, купила изготовителя камер домашнего видеонаблюдения Ring и встряхнула весь сектор. 12 марта Bloomberg сообщил о планах Amazon выпускать кредитные карты для малого бизнеса, где сейчас доминирует American Express Co. По сообщениям американских СМИ, Безос проявляет интерес к магазинам одежды, мебели и товаров для дома.
Конечно, Amazon ни в коем случае нельзя считать неуязвимым, что показывает его история, в которой были и ошибки. С другой стороны, высокотехнологичные компании, которые могут доминировать в своей сфере так долго, можно пересчитать по пальцам.
Новости интернет: Война гигантов - Google против Amazon