Будущее тандема Меркель-Макрон, о котором так много говорили в прошлом году, под большим вопросом. Издание Wall Street Journal (WSJ), например, считает, что на европейском саммите, который пройдет в Брюсселе 22-23 марта, может быть официально «оформлен» развод между главными лидерами Европы. Ожидается, что г-жа Меркель на своем первом после избрания канцлером Германии четвертый раз саммите, официально подтвердит скептическое отношение Берлина к идее Парижа об объединении финансовых ресурсов и долгов членов еврозоны.
Эммануэль Макрон в немалой степени победил в мае прошлого года на президентских выборах во Франции благодаря обещанию существенно углубить сотрудничество в еврозоне во всех сферах и особенно в финансовом секторе. Наиболее радикальными были предложения французского президента, высказанные им в прошлогоднем выступлении в Сорбонне, о создании поста министра финансов еврозоны и общего бюджета для 19 стран зоны единой европейской валюты. Ангела Меркель в целом согласилась с программой европейских реформ молодого лидера. Однако осенью в Германии прошли выборы, а затем последовало почти полугодичные переговоры о создании правящей коалиции. Фрау Меркель было, по большому счету, не до европейской интеграции. Не удивительно, что Макрон с таким нетерпением ждал создания нового правительства в ФРГ, чтобы продолжить путь по дальнейшей интеграции европейских государств.
Однако в минувшую пятницу на двусторонней встрече в Париже Эммануэля Макрона ждал малоприятный сюрприз. Ангела Меркель на совместной пресс-конференции подтвердила, что Берлин за дальнейшую интеграцию Европы, но по поводу финансовой сферы у нее остаются серьезные сомнения и возражения, преодолеть которые собеседникам вновь не удалось. Она также сообщила, что дорожная карта по реформированию ЕС будет представлена Парижем и Берлином в июне на саммите ЕС, хотя многие специалисты сомневаются в реальности сроков и вообще в возможности ее появления.
Похоже, Эммануэль Макрон начинает понимать, что окружающий мир не такой розовый и гармоничный, как он считал раньше. Настроение на рабочем ужине, как называют дипломаты переговоры в таком формате – за столом, царило далеко не такое радужное, как чуть менее года назад, когда Макрон и Меркель объявили планете о создании новой дружбы и нового тандема, который перевернет если не весь мир, то еврозону точно. Увы, реальность оказалась настолько сложной, что сейчас французскому лидеру с каждым днем все более ясно, что даже для достижения незначительных результатов необходимо очень много времени и много работать.
Надежды Эммануэля Макрона, Брюсселя и южной Европы на то, что четвертый срок на посту главы немецкого правительства смягчит позицию Ангелы Меркель по финансовым вопросам, не оправдались. Еврокомиссия надеялась официально оформить более глубокий экономический и финансовый союз уже к лету 2019 года, когда в Европе пройдут большие выборы. Но эта дата под большим вопросом так же, как и вообще столь серьезная финансовая интеграция. В Берлине говорят, что сейчас у них еще меньше, чем раньше оснований полагать, что предложения президента Макрона укрепят стабильность в зоне единой европейской валюты.
Позиция фрау Меркель, похоже, осталась прежней несмотря на то, что французы существенно смягчили свою позицию. Они согласились, подождать с созданием поста министра финансов еврозоны и общего бюджета.
Не оправдались надежды Макрона и на смену руководства в министерстве финансов ФРГ. Этот пост по коалиционному соглашению достался социал-демократам, которые по традиции выступают за углубление и расширение европейской интеграции. Однако новый главный финансист Германии Олаф Шольц намерен придерживаться позиции своего предшественника Вольфганга Шойбле, который относился к идее углубления финансовой интеграции еврозоны также скептически, как канцлер Меркель. Об этом Шольц заявил на первой встрече со своим французским коллегой Брюно Ле Мэром. Финансисты встретились за несколько часов до переговоров своих руководителей.
Конечно, Ангела Меркель, как и раньше, не отказала открыто французскому коллеге. Она раз за разом просит «друга Эммануэля» подождать. В целом она, хотя и с оговорками, согласна с его планом по общеевропейским реформам, но считает, что финансовая сфера может подождать. В первую очередь франко-германскому тандему, в эффективности которого сейчас у всех большие сомнения, нужно сосредоточится на более важных вопросах. В Берлине такими, как нетрудно догадаться, считают миграционную политику, едва не стоившую Меркель поста канцлера, и пористые границы Евросоюза, позволяющие проникать в него многим тысячам нелегальных мигрантов.
Берлин готов увеличить вклад в казну ЕС, но выступает против создания бюджета еврозоны и особенно против идеи Эммануэля Макрона, который предлагает всем членам еврозоны разделить долги.
«Мы не хотим, так сказать, смешивать обязательства с ответственностью,- говорит немецкий канцлер.- Мы не хотим обобществления долгов...»
Сейчас все сотрудничество и поддержка Берлина программы реформ Франции на словах. В минувшую пятницу в Париже Меркель и Макрон повторили те же слова, что они неизменно говорят последние полгода – о восхищении, которое они испытывают друг к другу, и о необходимости совместной работы для создания более сильной объединенной Европы. Никакого прогресса на этом пути встреча не дала. Всем очевидно, что ограничатся они общими словами и на саммите ЕС, который пройдет в конце этой недели в Брюсселе.
Не стоит забывать, что речь идет о еврозоне и что еврозона состоит не только из Франции и Германии, но еще из 17 европейских стран. Не исключено, что Ангела Меркель была бы более сговорчива, если бы не чувствовала за собой поддержки в вопросе чрезмерного углубления финансовой интеграции еврозоны. Германию поддерживает группа из 8 членов еврозоны, которые являются в донорами общеевропейского бюджета, т.е. платят в него больше, чем получают взамен. Эта группа во главе с Нидерландами на прошлой неделе уже предупредила об опасностях чересчур большой передачи финансовых полномочий на европейский уровень.
Новости Евросоюза: Изменение баланса сил в ЕС после выхода Великобритании