Краткий анализ развития "рассрочки" на рынке РБ
На сегодняшний день на рынке РФ уже несколько банков, на ряду с обычными потребительскими кредитами предлагают карты рассрочки. Есть ли у этого нового банковского продукта какие-либо перспективы, и может ли рассрочка стать реальной альтернативой обычному потребительскому кредиту? Для ответа на этот вопрос предлагаем обратиться к опыту Республики Беларусь.
Само понятие рассрочки в Беларуси как возможности совершить покупку, оплачивая ее стоимость по частям, без первоначального взноса и уплаты процентов, появилась всего чуть более четырех лет назад, когда МТБанк предложил свою карту "Халва". Оценив потенциал нового продукта в течение последующих полутора лет эту идею реализовали еще несколько банков, которые выпустили схожие продукты ("Черепаха", "Карта покупок", "SMART карта"), что фактически стало признанием банками и клиентами новой формы потребительского кредитования.
На сегодняшний день рынок предложения рассрочки выглядит следующим образом: более половины банков РБ (58%) предлагают своим клиентам возможность совершения покупок в рассрочку, при этом в число таких банков входят как крупные, так и совсем небольшие игроки.
Некоторые из банков, не предлагающих данный вид кредитования физических лиц, мотивируют свою позицию нежеланием быть похожими на других, а также сложностью выхода на этот, уже высоко конкурентный рынок.
Расширение числа банков, предлагающих рассрочку, а также разный уровень технических возможностей привел к развитию форм ее предоставления. Если изначально рассрочка предоставлялась с использованием банковской карты, то в настоящее время появилась новая форма, при которой рассрочку можно получить предоставит документы на покупку товара в банк. По своей сути это не новый, а скорее устаревший формат оказания услуги, который использовался на заре потребительского кредитования. Его использование в настоящее время, это скорее попытка нивелировать техническую неготовность банка к оказанию качественной услуги, так как этот формат заставляет клиента каждый раз при совершении покупки обращаться в отделение банка.
Очевидный тренд на развитие рассрочки при технической и организационной неготовности некоторых банков привел к появлению псевдопродуктов, в рамках которых за рассрочку выдаются кредитные карты с грейс-периодом или аннуитетным платежом.
В момент появления рассрочки, основным ограничением этого продукта являлась незначительная партнерская сеть, в рамках которой можно было бы воспользоваться картой и приобрести необходимый товар или услугу. Однако в настоящее время эта проблема практически потеряла актуальность.
Число торговых объектов формата магазин или павильон
По данным Министерства торговли Республики Беларусь, на всей территории страны насчитывается 74503 объекта торговли, соответствующих форматам «магазин» или «павильон». При этом в рамках 6 крупнейших городов республики сконцентрирован 31261 объект торговли (47%), которыми владеют 18694 компаний или индивидуальных предпринимателей.
Учитывая полученные результаты, логично предположить, что развитие партнерской сети стартовало именно с г. Минска и областных центров, где максимально сконцентрированы потенциальные партнеры и потребители рассрочки.
Сопоставив эти данные с данными МТБанк по размерам партнерской сети карты "Халва" (5502 компании, 19607 торговых магазинов), мы получаем результат в 63% от всех магазинов или павильонов и 29% от числа компаний, владельцев магазинов. На практике доля партнеров банка в этих городах будет несколько ниже, так как партнерская сеть карты "Халва" имеет гораздо более широкую партнерскую сеть, но по сути ключевая проблема продукта, как мы видим, успешно преодолена.
Учитывая текущее число банков и их активность по формированию партнерской базы, можно предположить, что на сегодняшний день практически все торговые организации, имеющие изолированные торговые объекты (магазины/павильоны), являются участниками программ рассрочки как минимум одного из банков.
Кроме того, мы можем предположить, что следствием высокой и все нарастающей конкуренции станет более глубокое проникновение программ рассрочки в регионы и вовлечение в их орбиту более мелких предприятий.
Еще одним возможным результатом может стать снижение интереса физических лиц к обычному потребительскому кредитованию, как к более дорогому инструменту из-за необходимости уплаты процентов.
Учитывая все выше сказанное, можно предположить, что в течение ближайших двух-трех лет рассрочка может стать одним из наиболее востребованных банковских продуктов для физических лиц и на рынке РФ, для этого достаточно наличия 2-3 игроков, которые смогут сформировать достаточно крупные партнерские программы.
Статья подготовлена на основе информации https://recard.by