С какого уровня последует гигантский нефтяной крах

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
5 сентября 2018, 12:50

По оценкам компании Energy Aspect, уже зимой 2018 года нефть будут покупать по 90 долларов за баррель. Другие зарубежные аналитики прогнозируют 95 долларов за баррель нефти Brent.

Егор Алеев/ТАСС
Автоматический нефтяной насос-качалка в Альметьевске, Татарстан.
Читайте Monocle.ru в

Спад производства «черного золота» в Венесуэле, а также санкции в отношении Ирана приведут к нехватке энергоресурсов на мировом рынке, что спровоцирует подъем стоимости нефти к 90 долларам за баррель к нынешней зиме. Как пишет «Российская газета» со ссылкой на мнение аналитиков компании Energy Aspect, нефть может начать дорожать уже к ноябрю.

Издание цитирует эксперт этой компании Амриту Сен: очень скоро рынок подвергнется давлению из-за падения поставок.  "По мере того, как рынок начнет терять иранские баррели, можно будет увидеть цены на WTI и Brent в районе 85 долларов и 95 долларов соответственно", – добавил аналитик Again Capital Джон Килдаф.

В конце августа стоимость "черного золота" выросла на мировых рынках на 1,7%. Так, контракты на нефть марки Brent с поставкой в октябре 2018 года заключались по цене 76,01 доллара за баррель. Средняя стоимость нефти российской марки Urals в январе-августе 2018 года составила 69,73 доллара за баррель.

«Мы уже делали расчёт, что при жёстком сценарии вокруг Ирана целевая цена барреля – 140 долларов (но это подразумевает перекрытие Ормузского пролива, что в продолжительном варианте маловероятно). Всё, что рассматривается как более мягкий (и более вероятный) сценарий – действительно соответствует ценовому диапазону от нынешних 80 до вышеупомянутых 140 долларов за баррель, и консервативное значение лежит возле 90-95 долларов за баррель», – говорит эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский.

Впрочем, указывает он, помимо иранского фактора в направлении укрепления нефти действует ряд других факторов. Во-первых, американские «сланцевики» после череды нескольких громких банкротств сейчас поддерживают кредитную дисциплину, что может привести к более низким, чем ожидалось, уровням добычи. Далее, ОПЕК и Россия продемонстрировали решимость и заложили основу для долгосрочного управления рынком, что может сдержать поставки на долгие годы. И, наконец, с запасами США творится какая-то свистопляска – то они бешено падают, то – стремительно растут, чего не наблюдалось долгие годы, когда цена на нефть была низкой. Такая разболтанная логистика также ведёт к желанию трейдеров сгладить перепады, что действует в направлении увеличения спроса.

Соотношение реальных объемов спроса и предложения оказывает не столь большое влияние на рынок нефти, как политические факторы, полагает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. ФРС США взяла курс на повышение резервной ставки, и это уже сейчас привело к тому, что доллар укрепляется по отношению к основным валютам, и, прежде всего, к валютам развивающихся стран.

Индекс доллара находится на отметке 95.5, это очень близко к 5-летним максимумам, и, скорее всего, он превысит 100 пунктов в течение года. Доходность 10-летних US Treasuries составляет 2.9%, это очень много, а будет еще выше, считает аналитик. Дорогой доллар всегда означал относительно дешевую нефть, потому что это связано не только с макроэкономикой, и с политикой. Дорогой доллар означает растущее влияние США в мире, означает, что капиталы стремятся в экономику США и долларовые инвестиционные инструменты, а США в роли мирового гегемона начинают все сильнее влиять на внутреннюю политику остальных стран, в том числе и нефтедобывающих, а также имеют достаточно средств для развития своих сланцевых проектов, что приведет к росту предложения на рынке нефти и падению цены.

Нельзя забывать и о том, добавляет Алексей Антонов, что технологический прогресс тоже идет своим чередом, многие инновационные компании в сфере энергетики базируются в США. Роль нефти как энергоносителя через 10 лет будет совсем не такой как сейчас, считает аналитик. Этот процесс неизбежен, и ставить на подорожание нефти в таких условиях рискованно, фактически это игра против долгосрочного тренда, говорит он. Санкции против Ирана не вечны, да и страна за последние годы показала опыт успешной адаптации к санкционному давлению, Иран будет продавать нефть через посредников, будет продавать нефть в Китай и большой просадки в объемах экспорта не будет. Так что, уверен Алексей Антонов, цена на Brent на расстоянии полугода скорее будет стремиться вернуться на отметку 60 долларов за баррель, заключает он.

К таким опасениям стоит прислушаться, хотя, краткосрочный тренд обозначен аналитиками, по-видимому, достаточно четко. На основе совпадения ряда факторов, играть против которых рискованно, цены, вероятнее всего, пойдут вверх. К каким именно пределам, тут уже, как мы видим, разброс в прогнозах очень большой. 140 долларов за баррель? И это уже было однажды, и именно с этого уровня цена на нефть пережила наибольшее кратное падение за всю историю. Сценарий игры против России в таком направлении – а рынок нефти исторически очень управляем – исключить нельзя.