Меркель отказалась от квот на мигрантов

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
10 декабря 2018, 12:31

Германия больше не настаивает на обязательной разнарядке, которую выписывал Брюссель для всех членов Евросоюза по обязательному приему беженцев.

DPA/TASS
Ангела Меркель. Марракеш, международная конференция под эгидой ООН по миграционной политике

10 декабря в марокканском Марракеше начала работать двухдневная международная конференция под эгидой ООН по миграционной политике, на которую съехались представители более полутора сотен (159) государств, включая Россию. Соглашение о регуляции и обеспечении безопасности миграционных потоков было окончательно утверждено в ООН в июле этого года после полутора лет трудных переговоров и согласований. Следует сразу оговориться, что соглашение не носит обязательного характера. В Марракеше ожидается его принятие, но не подписание. Формальное принятие ООН соглашения о регуляции и безопасности потоков мигрантов намечено на 19 декабря. 

Это будет первый международный документ, регулирующий миграцию. Соглашение состоит из 23 пунктов и направлено на развитие и поощрение законной миграции в противовес миграции незаконной. Кстати, численность мигрантов в последние годы неуклонно растет и уже превысила четверть миллиарда человек.

Соглашение по мигрантам вызвало ожесточенные споры. К нему под влиянием антимигрантских настроений отказались присоединяться ряд стран, включая, конечно, США. Белый дом вышел из переговоров еще в конце прошлого года. В минувшую пятницу он вновь обрушился с нападками на ооновское соглашение, обвинив ООН в желании установить мировое господство за счет суверенитета государств.

На разных континентах политики в последние годы ужесточают законы против мигрантов. Наиболее яркий пример – президент США Дональд Трамп, который пообещал отгородиться от Мексики забором и послал против караванов мигрантов на южную границу войска. Можно также вспомнить громкие скандалы летом 2018 года, когда новое правительство Италии не разрешало мигрантам с прибывших на Сицилию кораблей сходить на берег.

Примеру Вашингтона последовали Австралия, Австрия, Болгария, Израиль, Польша, Чехия, Доминиканская Республика, Венгрия, Латвия, Хорватия, Швейцария и Словакия.

«Удивительно, как много дезинформации относительно соглашения и его текста,- заявила в Марракеше журналистам спецпредставитель генсека ООН по вопросам миграции Луиза Арбур.- Оно вовсе не подразумевает права на миграцию и не накладывает на государства никаких обязательств».

Обсуждение соглашения во многих странах протекало очень бурно. В Бельгии оно, например, спровоцировало политический кризис после того, как в воскресенье фламандские националисты вышли из правящей коалиции в знак несогласия с решением его подписать. 

Конференция в Марракеше примечательна и позицией Германии, которая накануне конференции в Марокко согласилась больше не требовать от членов Евросоюза принимать определенное в Брюсселе для каждой страны количество мигрантов. На этот шаг Ангела Меркель, которая приехала в Марокко, пошла для того, чтобы преодолеть кризис в переговорах по соглашению.

Это первый сигнал того, что Берлин может пойти на уступки в политике открытых дверей, ярой защитницей которой три последних года была канцлер Меркель и которая принесла ей так много проблем как внутри Германии, так и за ее пределами.

Кстати, сменившая Меркель на посту лидера Христианско-демократического союза Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которую часто называют «миниМеркель», возможно, желая выйти из тени канцлера, уже заявила, что планирует внести изменения в миграционную политику предшественницы до мая 2019 года, когда состоятся выборы в Европарламент. По ее избирательной кампании можно судить, что она занимает более жесткую позицию, чем Ангела Меркель. К примеру, Крамп-Карренбауэр настаивает, чтобы мигранты обязательно говорили на немецком языке и чтобы приезжим с уголовным прошлым не разрешали оставаться в Германии.

Эмманюэль Макрон в целом поддерживает в вопросе с мигрантами Меркель. Он тоже собирался приехать в Марракеш, но из-за «Желтых жилетов» был вынужден остаться дома и прислал вместо себя главу французского МИД.