Турция строит новую базу на Черном море

Геннадий Петров
11 декабря 2018, 15:14

Турция обзаведется еще одной базой на Черном море. Ее отличие от прежних – в том, что она расположена достаточно близко от границ бывшего СССР.

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

О том, что Турция собирается построить военно-морскую базу в местечке Сюрмене (это неподалеку от города Трабзон и примерно в 150 км от границы с Грузией) сообщила газета Miliyet. Это будет третья такая турецкая база на Черном море. Две другие, Синоп и Самсун, используются уже давно, и, казалось, вполне соответствуют потребностям турецкого ВМФ. Тем более, что для турецкого флота Черное море является второстепенным направлением: его основные силы традиционно сосредоточены в Эгейском и Средиземном море. Там находится давний потенциальный противник (Греция), с которым хоть Турция и входит в один военный блок, отношения по прежнему далеки от идеальных из-за неразрешенной кипрской проблемы. 

В газете Miliyet строительство базы увязали с трубопроводом «Турецкий поток» и даже с российско-украинским инцидентом в Керченском проливе (мол, всё это придает проекту особую актуальность). Но очевидно, что речь идет не о новой, а о довольно старой задумке. Непосредственная разработка проекта началась в прошлом году, а идея, что называется, витала в воздухе еще в годы «холодной войны». Подхлестнуть экономическое развитие не самого успешного региона Турции, каковым является северо-восток страны, путем строительства объектов государственной важности власти собираются давно. 

Конечно, соседей, в данном случае, интересуют не внутритурецкие расклады, а внешнеполитический аспект происходящего. Строительство новой базы можно трактовать и как реализацию курса на усиление турецкого военного присутствия в Черном море. А учитывая, что страна входит в НАТО, можно считать, что «военный кулак» в этом водоеме усиливает и весь блок.

Отношение Северо-Атлантического альянса к идее поплотнее освоить Черное море последние годы менялось. С одной стороны, рост мощи российских ВМФ, события на Украине и Грузии побуждали, вроде бы, наращивать там свое присутствие. Но в итоге все упиралось в Конвенцию Монтрё – подписанный в 1936 году документ, по которому всем непричерноморским государствам запрещалось держать больше 21 дня свои военные корабли в этом море. Причем их суммарное водоизмещение не должно превышать 30 тыс. тонн. То есть, Шестой флот США, для противодействия коему, как известно, и создавался советский Черноморский флот, со всей его инфраструктурой, по любому к берегам Новороссийска и Севастополя подойти не может. А Конвенция Монтрё – это не нератифицированный Будапештский меморандум, это один из основополагающих документов международной безопасности. Поэтому возиться с его отменой или пересмотром НАТО откровенно не хотелось. Входящие в ЕС причерноморские члены Альянса, Болгария и Румыния, тратиться на перевооружение и увеличение своего флота желанием не горели, тем более что с компенсацией расходов со стороны «старших товарищей» по блоку дело обстояло неважно. 

Оставалась надежда на Турцию. Ее президент, Реджеп Тайип Эрдоган, действительно одно время проявлял интерес к усилению турецкого присутствия в Черном море. Все-таки в девяностые годы турецкий флот здесь безраздельно доминировал, а сейчас ВМФ Турции, как и все вооруженные силы проходят стадию перевооружения. Во время конфликта с Россией из-за гибели российского летчика в Сирии Эрдоган сам требовал того, чтобы НАТО усилило свои позиции в Черном море, жалуясь, что этот водоем, по его выражению, «стал российским озером». Потом к этим планам, как видно, охладел. Но судя по новой базе, охладел не до конца. В любом случае, ее появление свидетельствует о том, что у кораблей США, время от времени появляющихся в Черном море, будет еще одна якорная стоянка: не только в Одессе, Батуми, Бургасе и, допустим, в Синопе, но и в Сюрмене.