Дух плацкарта неистребим

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
13 декабря 2018, 15:40

Давнее стремление наших железнодорожников избавиться и заменить старые плацкартные вагоны чем-то другим не удалось реализовать на практике. Вместо этого разработана новая концепция «плацкарта будущего», которая хоть и не нравится многим пассажирам, но все равно будет реализована в том или ином виде

Антон Новодережкин/ТАСС
Генеральный директор – председатель правления ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров во время осмотра интерьера модульного модернизированного плацкартного вагона
Читайте Monocle.ru в

Руководство РЖД с большой помпой представило публике концепцию так называемого нового плацкартного вагона. Ее разработал основатель студии «Иппиарт» Дмитрий Назаров, который сам ездил в плацкартах только во время школьных экскурсий и поэтому для него «было достаточно сложно заниматься этим проектом». А раз так, то не удивительно, что основной массив информации в ходе работы, в том числе пожелания пассажиров, дизайнер узнавал из социальных сетей. «Было интересно смотреть фотографии: как люди берут простыни, на которых должны спать, и завешивают ими весь вагон. Это выглядит как китайский квартал, в котором сушится белье, а люди просто пытаются отгородиться и спят на полосатых матрацах» -- отмечал Назаров.

Ничего этого в «плацкарте будущего» не будет. От старых вагонов он отличаются главным образом прогрессивным дизайном и улучшенным, насколько это возможно, комфортом. Едва ли не самое главное нововведение – шторки, которые позволяют путешественнику закрыться от других пассажиров и «почувствовать себя как в купе». Но больше всего авторы проекта гордятся тем, что им удалось оснастить туалеты пеленальными столиками и гигиеническим душем, а сами вагоны -- системами кондиционирования и USB-разъемами для зарядки мобильных телефонов. Лежачие места дизайнеры превратили в диваны, усовершенствовали лестницу на вторую полку – она же станет заграждением для ног. Благодаря такой инновации пассажиры больше не смогут беспрепятственно выставлять их в проход. Для тех, кто любит ездить на верхней полке, авторы проекта предусмотрели отдельный столик. Кроме того, они убрали железную дугу, которая предотвращала падение с верхней полки, а вместо нее сделали стальной бортик. Правда, сами пассажиры видят в таком решении сплошные риски. «Кому же это могло прийти в голову?! Одно неосторожное движение и на нижние полки прольется душ из кипятка!» -- уверен бывалый любитель плацкарта. Впрочем, на счет кипятка путешественник, скорее всего, погорячился. Известно, что в новых вагонах больше не будет титановых баков с кипятком – их заменят кулерами с горячей и холодной водой и одноразовыми стаканчиками.

И все-таки недовольство завсегдатаев плацкарта понять можно. Так, в обновленных вагонах решено отказаться от рундуков (закрытых отсеков для вещей под нижней полкой). Более того, теперь пассажирам придется довольствоваться только одним крючком для верхней одежды. Причем расположен он так, что длинная зимняя одежда обязательно будет мешать путешественнику не то что лежать, а даже сидеть на полке. «Пусть умники, которые все это спроектировали подскажут, куда мне деть шубу, шарф, шапку и зимнюю обувь? Или в ней ложиться спать, а шубой укрываться?» -- недоумевает пассажирка поездов дальнего следования со стажем. 

Тем не менее, руководство РЖД полно решимости запустить обновленные вагоны в эксплуатацию как можно скорее. Как сообщил гендиректор Федеральной пассажирской компании (ФПК, дочка РЖД) Петр Иванов, это произойдет уже в начале следующего года на направлениях Санкт-Петербург-Москва и Центр-Юг. «Мы его вцепим в те поезда, где большой пассажиропоток в плацкартных вагонах, где востребованы эти услуги» -- говорит Иванов – «Думаю, с первых же рейсов получим обратную связь, учтем пожелания пассажиров, организуем специальную работу».

Известно, что ФПК эксплуатирует сейчас чуть более 7 тысяч плацкартных вагонов, которые в сумме обеспечивают примерно две трети пассажиропотока всей компании. Их средний возраст превышает 18 лет, а степень износа -- 60%. И, очевидно, что весь этот парк требует скорейшей замены. Заметим, что, например, в Западной Европе плацкартных вагонов в нашем понимании уже давно не осталось. Кое где во Франции, Германии, Швеции и Нидерландах еще встречаются так называемые вагоны couchette второго класса с тремя уровнями спальных мест с двух сторон. Но, во-первых, в них нет боковых полок, а во-вторых, в каждое такое купе как правило есть отдельный вход с перрона. Да и используются такие вагоны только для ночных поездок длительностью не более 12 часов. У нас же плацкартами комплектуются почти все поезда дальнего следования, в которых люди проводят по нескольку дней. И это не нормально.

Еще прежний глава РЖД Владимир Якунин всеми силами пытался избавиться от плацкарта. «Рано или поздно плацкартные вагоны должны кануть в Лету. Не я это придумал. Еще в 70-е годы МПС предлагало прекратить их эксплуатацию, потому что коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Но тогда против выступило Минобороны. Я же считаю, что сегодня развитие нашего общества таково, что раздеваться прилюдно только потому, что плацкарта несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно» -- говорил Якунин.

Но заменить плацкарты двухэтажными купейными вагонами ему тогда полностью так и не удалось. А новый руководитель РЖД Олег Белозеров, поначалу пообещавший прекратить закупать плацкартные вагоны после 2025 года, несколько скорректировал свою позицию. Теперь уже речь не идет о полном отказе от любого плацкарта. Вместо этого решено, что в прошлое уйдут лишь старые плацкартные вагоны, разработанные в советские времена. До истечения своего срока службы они продолжат возить пассажиров. Более того, для любителей таких путешествий РЖД разработало специальных тарифный план эконом-бюджет, предполагающий пониженную на 5-10% стоимость проезда по сравнению с модернизированной плацкартой, которая, очевидно, останется в нашей стране навсегда. Тем более, что для этого уже придумано вполне убедительное основание. В частности, теперь считается, что только в таких вагонах можно перевозить большие группы детей к местам летнего отдыха.