Самый либеральный мэр

Геннадий Петров
15 января 2019, 15:11

В Польша произошло невиданное: убит известный всей стране политик. Обстоятельства преступления, как будто, не дают оснований подозревать заговор. Однако это тот редчайший случай, когда даже дело рук сумасшедшего одиночки можно трактовать как убийство, имеющее политический оттенок.

Евгений Золотухин/ТАСС
Траурный митинг в память о погибшем мэре Гданьска П.Адамовиче

В воскресенье, в Гданьске шел организованный при участии мэрии благотворительный концерт. В числе находившихся на сцене был и мэр города, 53-летний Павел Адамович. Внезапно стоящий рядом человек с бейджиком «пресса» (как впоследствии оказалось, поддельным) нанес ему несколько ударов ножом. Прежде чем опешившая охрана смогла его скрутить, Стефан В. (так именуют убийцу в польской прессе) успел прокричать в микрофон: «Я сидел невинно в тюрьме. «Гражданская платформа» пытала меня, поэтому Адамович умер». Так не стало одного из самых необычных современных польских политиков. 

Вряд ли Стефан В., который, как выясняется, действительно отсидел в тюрьме пять с половиной лет за неоднократные грабежи, знал, что «Гражданская платформа» разругалась с Адамовичем и выставила на прошедших осенью выборах мэра Гданьска своего альтернативного кандидата. Это обстоятельство, правда, не помешало мэру, руководившему городом с 1998 года, переизбраться вновь. Можно предположить, что для психически неуравновешенного грабителя Адамович был, как и для многих других поляков, не человеком, а символом. Он воплощал в себе Польшу, которая, в самом деле, ассоциируется с политическим брендом «Гражданская платформа» и не в чести у нынешней правящей партии «Право и справедливость», все более уводящей страну в направлении авторитаризма. Либеральную Польшу, которая хочет жить не в осажденной крепости, а в объединенной Европе, уважающей все возможные меньшинства, желающей строить добрососедские отношения со всеми, с кем граничит страна, вне зависимости от старых обид и исторических комплексов. Или, если уж выражаться терминами сторонников «Права и справедливости» (у которых, конечно, тоже есть своя уважаемая правда), Польшу космополитов и безбожников, которые хотят заполонить страну мигрантами и продать ее брюссельским бюрократам и Москве. 

Городу Гданьску в современной польской политической мифологии принадлежит особое место. Здесь зародилось профсоюзное движение «Солидарность», когда-то перевернувшее страну. Нет той партии, которая не пыталась сделать город своей вотчиной. Консерваторы особенно не прочь были прибрать к рукам этот исторический центр сопротивления коммунизму. Но Гданьск так и остался городом-смутьяном. Местный избиратель раз за разом отдавал предпочтение мэру, который готов идти наперекор мнению большинства.

Адамович открыто критиковал «Право и справедливость». Та выступала против «засилья мигрантов» - он наоборот, привлекал их в Гданьск, заявляя, что город должен стать оплотом национальной, расовой и какой угодно толерантности в стране.  В мае прошлого года Адамович лично шел в первых рядах гей-парада, презрев угрозы, которые раздавались в адрес его участников. При этом мэр города – традиционной сексуальной ориентации, более того, верующий христианин, что не устает подчеркивать.  

В том же прошлом году Адамович лично извинился перед семьей калининградцев, в чью машину, видно, среагировав на российские номера, некие альтернативно одаренные молодые люди стали бросать камни. Тема взаимоотношений мэра Гданьска с нашей страной вообще особая, даже можно сказать, очень особая для Польши. Адамович был единственным польским политиком первого ряда, кто не только регулярно бывал в России, но и позволял себе оттуда критиковать польские власти. Так, он резко выступал против приостановки в 2016 году Польшей режима МПП (малого пограничного передвижения), который давал возможность жителям Калининградской области и прилегающих польских территорий пересекать границу без виз. 

Конечно, есть немногочисленная когорта польских политиков, которые появляются на российских телеканалах и совершают вояжи в Донбасс и Крым. Ее «Право и справедливость», можно сказать, любит: она всегда пригодится, когда надо попугать избирателя происками «пятой колонны», которая-де покажет себя, когда русские танки попрут в Польшу. Но Адамович в образ карикатурного «агента Москвы» не вписывался. Не желал вписываться. Цветы к могилам советских солдат носил, однако если какие из российских СМИ и привечал, то разве что калининградскую прессу и «Эхо Москвы». Свое отношение к Крыму обрисовывал намерением, как он выражался, «не быть миссионером», который учит русских уму-разуму. Более того, в Совет иммигрантов (есть такое ноу-хау при гданьской мэрии) в разгар событий на Донбассе Адамович демонстративно включил и украинца, и русского. 

Тысячи человек вышли проститься с мэром города. А вот марш против ненависти и насилия, который было инициировал президент Анджей Дуда, не состоится. Глава государства решил его отменить. Объяснил это просьбой семьи покойного, которая не желает, чтоб дело о смерти Адамовича политизировалось. Да и мало ли что могут сказать люди о правящей партии и атмосфере, которая создается в польском обществе – это польский президент не сказал. Но, как создается впечатление, подразумевал.