В воскресенье, в Гданьске шел организованный при участии мэрии благотворительный концерт. В числе находившихся на сцене был и мэр города, 53-летний Павел Адамович. Внезапно стоящий рядом человек с бейджиком «пресса» (как впоследствии оказалось, поддельным) нанес ему несколько ударов ножом. Прежде чем опешившая охрана смогла его скрутить, Стефан В. (так именуют убийцу в польской прессе) успел прокричать в микрофон: «Я сидел невинно в тюрьме. «Гражданская платформа» пытала меня, поэтому Адамович умер». Так не стало одного из самых необычных современных польских политиков.
Вряд ли Стефан В., который, как выясняется, действительно отсидел в тюрьме пять с половиной лет за неоднократные грабежи, знал, что «Гражданская платформа» разругалась с Адамовичем и выставила на прошедших осенью выборах мэра Гданьска своего альтернативного кандидата. Это обстоятельство, правда, не помешало мэру, руководившему городом с 1998 года, переизбраться вновь. Можно предположить, что для психически неуравновешенного грабителя Адамович был, как и для многих других поляков, не человеком, а символом. Он воплощал в себе Польшу, которая, в самом деле, ассоциируется с политическим брендом «Гражданская платформа» и не в чести у нынешней правящей партии «Право и справедливость», все более уводящей страну в направлении авторитаризма. Либеральную Польшу, которая хочет жить не в осажденной крепости, а в объединенной Европе, уважающей все возможные меньшинства, желающей строить добрососедские отношения со всеми, с кем граничит страна, вне зависимости от старых обид и исторических комплексов. Или, если уж выражаться терминами сторонников «Права и справедливости» (у которых, конечно, тоже есть своя уважаемая правда), Польшу космополитов и безбожников, которые хотят заполонить страну мигрантами и продать ее брюссельским бюрократам и Москве.
Городу Гданьску в современной польской политической мифологии принадлежит особое место. Здесь зародилось профсоюзное движение «Солидарность», когда-то перевернувшее страну. Нет той партии, которая не пыталась сделать город своей вотчиной. Консерваторы особенно не прочь были прибрать к рукам этот исторический центр сопротивления коммунизму. Но Гданьск так и остался городом-смутьяном. Местный избиратель раз за разом отдавал предпочтение мэру, который готов идти наперекор мнению большинства.
Адамович открыто критиковал «Право и справедливость». Та выступала против «засилья мигрантов» - он наоборот, привлекал их в Гданьск, заявляя, что город должен стать оплотом национальной, расовой и какой угодно толерантности в стране. В мае прошлого года Адамович лично шел в первых рядах гей-парада, презрев угрозы, которые раздавались в адрес его участников. При этом мэр города – традиционной сексуальной ориентации, более того, верующий христианин, что не устает подчеркивать.
В том же прошлом году Адамович лично извинился перед семьей калининградцев, в чью машину, видно, среагировав на российские номера, некие альтернативно одаренные молодые люди стали бросать камни. Тема взаимоотношений мэра Гданьска с нашей страной вообще особая, даже можно сказать, очень особая для Польши. Адамович был единственным польским политиком первого ряда, кто не только регулярно бывал в России, но и позволял себе оттуда критиковать польские власти. Так, он резко выступал против приостановки в 2016 году Польшей режима МПП (малого пограничного передвижения), который давал возможность жителям Калининградской области и прилегающих польских территорий пересекать границу без виз.
Конечно, есть немногочисленная когорта польских политиков, которые появляются на российских телеканалах и совершают вояжи в Донбасс и Крым. Ее «Право и справедливость», можно сказать, любит: она всегда пригодится, когда надо попугать избирателя происками «пятой колонны», которая-де покажет себя, когда русские танки попрут в Польшу. Но Адамович в образ карикатурного «агента Москвы» не вписывался. Не желал вписываться. Цветы к могилам советских солдат носил, однако если какие из российских СМИ и привечал, то разве что калининградскую прессу и «Эхо Москвы». Свое отношение к Крыму обрисовывал намерением, как он выражался, «не быть миссионером», который учит русских уму-разуму. Более того, в Совет иммигрантов (есть такое ноу-хау при гданьской мэрии) в разгар событий на Донбассе Адамович демонстративно включил и украинца, и русского.
Тысячи человек вышли проститься с мэром города. А вот марш против ненависти и насилия, который было инициировал президент Анджей Дуда, не состоится. Глава государства решил его отменить. Объяснил это просьбой семьи покойного, которая не желает, чтоб дело о смерти Адамовича политизировалось. Да и мало ли что могут сказать люди о правящей партии и атмосфере, которая создается в польском обществе – это польский президент не сказал. Но, как создается впечатление, подразумевал.