Эффект Рейна нельзя недооценивать

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
25 января 2019, 08:56

Антон Новодережкин/ТАСС
Вид на Кельнскую телебашню, мост Хоенцолленбрюкке через реку Рейн
Читайте Monocle.ru в

Прошлый год выдался для главной европейской экономики непростым. Экономика ФРГ устояла, но ее лихорадило, а во второй половине года она даже чуть не сползла в рецессию. Кроме хорошо известных проблем есть и проблемы менее известные и заметные. Одна из них – сильно обмелевшие летом 2018 года немецкие реки, которые, по расчетам экономиста JPMorgan Грега Фузеси, уменьшили ВВП ФРГ как минимум на 0,7%.

«Когда в реках снижается уровень воды, при транспортировке грузов корабли нельзя использовать на полную мощность, потому что они могут сесть на мель,- объясняет Грег Фузеси важность рек для экономики Германии.- Так, при снижении уровня воды с 250 до 75 сантиметров, грузоподъемность судна уменьшается в четыре раза. Если же уровень воды в реке снижается до 40 сантиметров, то судоходство вообще становится опасным. Но даже при более высоком уровне резко возрастает стоимость перевозки грузов».

Обмеление рек, к счастью, носит сезонный характер. По мнению Фузеси, влияние наполняемости водой рек, которое он называет «эффект Рейна», прибавит к ВВП Германии в первом квартале 0,55%.

Особенно заметно влияние снижения уровня воды в немецких реках на экономику на примере самой большой из них – Рейна, который в прошлом году так сильно обмелел, что на многих участках стал несудоходным. К полной грузоподъемности баржи вернулись лишь в конце декабря.

Рейн не только самая крупная река в Германии. Это и важнейшая водная транспортная артерия Европы, по которой ежегодно перевозят миллионы тонн угля, продовольствия и тысяч других грузов. Более 1300 км он несет свои воды по промышленным районам Швейцарии, Германии и Голландии и впадает в Северное море в Роттердаме, главном порту Европы.

Важность Рейна для экономики объясняется тем, что его крайне трудно заменить даже в ФРГ с ее очень развитой сетью автомобильных и железных дорог. Баржи перевозят грузов в пять раз больше собственной массы и поэтому считаются очень дешевым и выгодным видом транспорта. Так, перевозка грузов по Рейну из Роттердама в Базель, по данным Немецкого федерального института гидрологии, обходится на 40% дешевле, чем по железной дороге. 

Рейн питают водой ледники и дожди. Из-за глобального потепления ледники в Альпах сейчас дают гораздо меньше воды, чем еще несколько десятилетий назад: в 1973-2010 гг. объем ледниковой воды сократился на 28%. Сейчас же, по мнению авторитетного специалиста по ледникам Уилфрида Хагга из Мюнхенского университета, снижение стало еще более заметным и достигло 35%.

«Глобальное потепление означает,- считает Хагг,- что снижение уровня воды, как в прошлом году, будет происходить все чаще».

Летом прошлого года в Германии так же, как в других странах Центральной Европы, была сильная засуха. В результате на ряде мелких участков Рейна судоходство было прекращено почти месяц. Не только Грег Фусези, но и многие другие экономисты считают, что это сыграло немаловажную роль в снижении темпов роста экономики ФРГ в третьем и четвертом кварталах.

Рейн является главной транспортной артерией для таких промышленных гигантов, как Daimler AG, Robert Bosch GmbH и Bayer AG. Когда летом уровень воды в реке сильно понизился, металлургическая компания Thyssenkrupp AG была вынуждена задерживать отгрузку продукции своим клиентам, среди которых такие компании, как Volkswagen AG. Все дело в том, что именно по Рейну перевозится руда для главного комбината Thyssenkrupp в Дуйсбурге.

Обмеление Рейна обошлось BASF SE примерно в четверть миллиарда евро, потому что химическому гиганту пришлось пользоваться более дорогими видами транспорта. В одном из недавних газетных интервью исполнительный директор BASF Мартин Брудермюллер призвал к большим инвестициям в строительство шлюзов и дамб, при помощи которых можно будет поддерживать Рейн в судоходном состоянии даже во время сильных засух.