Как сообщило Федеральное агентство статистики (Росстат), в марте 2019 года динамика российского сектора общественного питания оказалась самой высокой за последние несколько кварталов. Показатель вырос в годовом сопоставлении на 7,3%. Это выше даже результатов июня-июля 2018 года (6,7 и 5,7%), когда на показателях ресторанного рынка позитивно сказался эффект Чемпионата мира по футболу в России.
Общий объем ресторанного рынка в марте, по оценке Росстата, составил 126,4 млрд рублей. Вообще же рост российского ресторанного рынка в прошлом месяце существенно ускорился по сравнению с февралем (5,6%) и январем (4,6%). По итогам первого квартала оборот ресторанов, кафе и баров в России вырос на 5,8%, до 365,6 млрд рублей. В 2018 году российский ресторанный рынок вырос на 4,2% - до 1 трлн 527,7 млрд рублей.
Статистика, которую привели в исследовании, слишком обобщенная, полагает ведущий аналитик компании «Эксперт Плюс» Мария Сальникова. В целом, по ее оценке, действительно порядка 85% россиян посещают заведения общественного питания. Однако при этом в рестораны и бары они ходят почти в два раза реже, чем в кафе быстрого питания — 2,7 раза в месяц против 5 (данные от компании Deloitte). То есть нельзя сказать, что в культуре россиян появляется активный спрос на посещение мест общественного питания, или, что население стало более бездумно тратить свои заработные платы на рестораны.
Здесь присутствует баланс потребления услуг в недорогих кафе и небюджетных ресторанах и барах. То есть нет надобности обсуждать инфляцию в стране, или динамику заработных плат, указывает эксперт. Эти факторы не оказывают влияние на выбор между едой дома/с собой домашних заготовок, или в кафе. Население в крупных городах заинтересовано в экономии времени, а тот факт, что поесть на ходу можно в любой точке города провоцирует выбирать удобство потребления пищи по надобности, чем использование домашних заготовок в виде бутербродов, например. В выгодном положении в этой ситуации находится Санкт-Петербург, так как в этом городе много кафе и столовых, где за небольшие деньги можно поесть полноценный обед с первым, и вторым блюдом.
То есть причина оптимистичной динамики показателя выручки баров, кафе и ресторанов заключается в большом количестве предложений на рынке по готовой еде, и в сравнительно низких ценах, которые соответствуют текущим возможностям населения, полагает Мария Сальникова. Все эти факторы провоцируют высокий спрос со стороны потребителей из-за удобства и доступности, что естественным образом отражается на общей выручке всего сектора. В перспективе на лето, осень и дальнейшие месяцы можно ждать, говорит аналитик, что спрос на эти заведения сохранится высоким. Просадки показателей в крупных городах можно не ждать, так как, если местные жители уедут из города в сезон отпусков, то компенсация произойдет за счет туристов.
И все же на фоне падения реальных доходов населения, возражает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский, рост оборота кафе, баров и ресторанов иллюстрирует уровень инфляции в стране. Вырос НДС, подорожало топливо и увеличились другие издержки приготовления пищи, тогда как прибыль кафе, баров и ресторанов, скорее всего, осталась на прежнем уровне.
Сейчас, рассказывает аналитик, существует тренд на появление в местах большого потока людей заведений, которые раньше назывались кулинариями, то есть предлагающими готовую или полуготовую домашнюю еду на вынос, и, скорее всего, эти кулинарии отъедают у предприятий общественного питания до 5-10% процентов клиентов. Не готовить дома, но и не есть в дорогих ресторанах — это один из трендов в Москве и Санкт-Петербурге, который постепенно будет завоевывать регионы.
В Москве сосредоточено 1/8 заведений общепита, поэтому она может задавать тренд. В кафе и ресторанах жители Москвы тратят около 40 долларов в месяц, что еще очень далеко от среднеевропейского уровня 150 долларов, можно сделать вывод, что наш рынок может вырасти как минимум в 3 раза. Если кризисные явления в экономике будут преодолены, то мы увидим рост оборота в предприятиях общепита на 15-20%, ожидает Дмитрий Жарский. Это их нормальные темпы роста, а 7,3% — это просто сохранение текущего статус-кво, которое рано или поздно приводит к закрытию заведения, так как не покрывает его амортизацию. Сетевые заведения от доли рынка в 45% будут переходить ко все большему охвату, до 60% рынка.