Уже в первых числах января корпорация Boeing приостановит на неопределенный срок выпуск всех лайнеров семейства 737MAX на своем заводе в Рентоне в связи с переносом процесса повторной сертификации этих самолетов на 2020 год. «Мы считаем, что такое решение является наименее разрушительным для поддержания нашей долгосрочной системы производства и исправности цепочки поставщиков», — говорится в официальном заявлении американского авиагиганта. При этом в Boeing особо подчеркнули, что «никаких увольнений или отпусков сотрудников предприятия в это время не ожидается», а «все работники, задействованные на сборке этих самолетов, временно займутся другими проектами». Это означает, что в корпорации все еще надеются получить сертификат Федеральной авиационной администрации (FAA) на Boeing 737MAX в самое ближайшее время.
Напомним, что еще два месяца назад глава Boeing Денис Мюленбург говорил, что повторные сертификационные испытания самолетов семейства 737MAX с новым программным обеспечением и модернизированной системой MCAS начнутся в середине декабря нынешнего года. Но этого так и не произошло. Более того, новый глава FAA Стивен Диксон прямо заявил, что его ведомство не намерено форсировать повторную сертификацию — она займет столько времени, сколько нужно. «Могу вам гарантировать, что этот самолет не поднимется снова в воздух до тех пор, пока я не буду полностью удовлетворен уровнем его летной безопасности», — сообщил Диксон.
И хотя на лайнерах Boeing 737MAX с новым ПО выполнено уже почти тысяча полетов общей продолжительностью порядка 2 тысяч часов, в FAA посчитали, что этого недостаточно. В результате топ-менеджерам Boeing ничего не оставалось делать, как остановить сборочный конвейер лайнеров 737MAX. И, в общем, понятно почему.
На сегодняшний день на земле находится почти 400 только что выпущенных самолетов этого семейства. И для новых авиалайнеров в Большом Сиэтле просто закончились свободные места. Еще летом завод в Рентоне выпускал по 52 самолета каждый месяц, но уже осенью объемы производства сократились сначала до 42, а затем и до 30 лайнеров в месяц. Однако их размещение все равно превратилось в серьезную проблему как для самой корпорации, так и для ее сотрудников.
На первых порах нераспроданные лайнеры заполонили все рулежные дорожки на заводских аэродромах в Рентоне, Эверетте и Сиэтле. А теперь этими самолетами оказались оккупированы и автомобильные парковки рядом с офисными центрами Boeing и ее конструкторскими бюро. Парковка каждого такого самолета обходится авиагиганту примерно в две тысячи долларов в месяц. То есть расходы Boeing только на оплату стоянки всего парка воздушных судов 737 MAX по состоянию на начало декабря составляли примерно 800 тыс. долларов в месяц. Но и это почти ничто по сравнению с иными убытками, которые продолжает нести американский авиагигант. Их общая сумма уже превысила 10 млрд долларов и, по оценкам экспертов, вполне может удвоиться к середине следующего года.
Более того, если FAA так и не выдаст сертификат на модернизированный лайнер с новой системой MCAS, то не исключено, что Boeing просто вынуждена будет закрыть программу 737MAX. А это неминуемо приведет не только к увольнению 14 тысяч работников завода в Рентоне, но и десятков тысяч рабочих в многочисленных компаниях-поставщиках, которые выпускают системы и подсистемы для этих самолетов. Причем, похоже, именно к этому все и идет.