Президент должен быть один

Кристиана Денисенко
корреспондент Expert.ru
8 мая 2020, 19:51

Отставка Дариги Назарбаевой с поста спикера сената направлена на укрепление власти нынешнего президента Казахстана

Александр Павский/ТАСС

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 2 мая прекратил полномочия Дариги Назарбаевой на посту главы сената (верхней палаты) парламента страны. Старшая дочь и доверенное лицо елбасы («лидера нации») Нурсултана Назарбаева возглавила сенат в день вступления Токаева в должность президента в марте прошлого года, контролируя процесс транзита верховной власти в стране. Будучи по конституции РК вторым человеком в государстве, она обладала преемственностью полномочий президента в случае его вынужденной или добровольной отставки.

Новым спикером сената назначен первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Маулен Ашимбаев, возглавлявший избирательный штаб Токаева во время президентских выборов в прошлом году. В первую очередь это свидетельствует о значительном усилении позиций нынешнего президента. Однако непонятно, была ли это запланированная консолидация власти вокруг преемника елбасы или же попытка переформатировать существующий баланс внутриэлитных сил путем ослабления позиций Дариги Назарбаевой.

Что характерно, кадровые перестановки произошли в Казахстане стремительно, а информация о них не просочилась даже в телеграм-каналы. Из этого можно сделать вывод, что решение принималось в узком кругу лиц и довольно быстро. С большой долей вероятности оно было согласовано и с первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, без ведома которого не принимается ни одно значимое решение в стране. В остальном отставка дочери елбасы — уравнение со множеством неизвестных, с решением которого повозился «Эксперт», обратившись к казахстанским политологам.

 

Устранили мнимое двоевластие

 

«Я бы не стал считать это “нейтрализацией” Назарбаевой. Скорее это смещение фокуса с информационной волны, которая в последнее время была связана с вопросом транзита власти, на текущие политические задачи, поставленные перед госаппаратом, — рассуждает казахстанский политолог Аскар Нурша. — Когда к власти пришел Токаев, спикером сената назначили Назарбаеву, что сделало ее вторым лицом в стране. Люди сочли, что Токаев — временная фигура, а к президентству готовят дочь елбасы. Со временем этот сюжет стал доминировать в общественном сознании и мешать работе госаппарата, поскольку оставлял политическую ситуацию в стране в подвешенном состоянии. Своим решением Токаев показал, что нужно прекратить все инсинуации и сконцентрироваться на том, что сейчас действительно нужно политическим элитам».

 epaigor-kovalenkotass.jpg Егор Коваленко/ТАСС
Егор Коваленко/ТАСС

Действительно, в последнее время к Дариге Назарбаевой было приковано повышенное внимание казахстанской общественности. Более того, развернулась целая кампания по ее дискредитации, в том числе посредством телеграм-каналов. Арест недвижимости в Лондоне и скандальные заявления ее младшего сына Айсултана Назарбаева, что елбасы приходится ему отцом, а не дедом, тоже значительно ударили по репутации экс-председателя сената. Казахстанцы, может, и закрыли бы на все это глаза, если бы не статус второго человека в стране. Так что отставка Дариги Назарбаевой может быть вовсе и не попыткой ее «нейтрализовать», а способом пресечь все кривотолки.

«Любые действия Дариги Назарбаевой, ее заявления и международные визиты, в том числе в Россию, воспринимались сквозь призму сценария, где она — преемница елбасы. В то время как аналогичные действия ее предшественников рассматривались как общая позиция госаппарата. Думаю, на каком-то этапе это начало мешать и самой Дариге Нурсултановне. По большому счету это кадровое решение уводит ее в тень и выводит из-под удара», — говорит Аскар Нурша. 

Другой вопрос — учитывалось ли мнение самой Назарбаевой и будет ли она и дальше участвовать в политической жизни страны.

 

Политическая линия судьбы

 

Пятидесятисемилетняя Дарига Назарбаева всегда была сильным игроком на политической арене Казахстана. На пути к высшим эшелонам власти она успела побывать и заместителем председателя мажилиса (нижней палаты парламента РК), и председателем постоянного комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности, и, собственно, спикером сената. Пока Назарбаева никак не комментирует свою отставку. Но эксперты считают, что на этом ее политическая карьера не заканчивается.

Вполне возможно, что уже скоро Дарига Назарбаева займет руководящую должность в партии власти. В конце прошлого лета в экспертной среде ходили разговоры о том, что старшую дочь елбасы готовят на позицию председателя партии «Нур Отан». С одной стороны, Назарбаева уже была заместителем главы партии в середине 2000-х и вполне готова снова занять руководящую должность в партийной номенклатуре. С другой стороны, руководство главной партией Казахстана может взять на себя и Токаев. Это вписывается в логику дальнейшего усиления позиций президента.

Более интересен сценарий, при котором Назарбаева может возглавить оппозиционный фронт. На днях мажилис принял законопроект, который по факту легализует в Казахстане парламентскую оппозицию. До этого она фактически была лишь тенью партии «Нур Отан». В законопроекте за оппозиционерами закрепляется право инициировать парламентские слушания, определять повестку дня и вносить альтернативные законопроекты. Скоро в стране будут парламентские выборы, и этот законопроект, без преувеличения, может создать новую политическую реальность, в которой роль главного «оппонента» нынешнего президента вполне может отойти и Назарбаевой.

Нельзя исключать и возвращение Дариги Назарбаевой в правительство в качестве вице-премьера. Напомним, что она уже занимала эту должность накануне перехода в сенат с сентября 2015 года по сентябрь 2016-го. Тем более что в последнее время она нередко критиковала деятельность правительства и реализацию госпрограмм.

«На фоне активного в последнее время муссирования темы развития гендерного равенства и повышения уровня представительства женщин на руководящих позициях в органах власти такое решение вполне может быть обоснованным. К тому же сама Дарига с прошлого года выдвинула большое количество предложений и инициатив в различных сферах, воплощать которые в жизнь могут доверить как раз ей. Наконец, в период борьбы с распространением коронавируса вероятные перестановки в правительстве представляются закономерными с точки зрения подведения итогов», — считает политолог, директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.

Возможно, Дарига Назарбаева продолжит свою политическую карьеру в казахстанском правительстве. Может, будет оживлять партийное поле перед парламентскими выборами, возглавив партию власти или парламентскую оппозицию. Не исключено, что уход Назарбаевой из сената мог стать и следствием внутрисемейных разногласий с отцом. Тогда дальнейшая политическая деятельность старшей дочери елбасы действительно под вопросом.

Но есть еще одна, менее популярная в экспертных кругах версия отставки Назарбаевой с поста председателя сената. Дарига Назарбаева могла инициировать свой уход по собственной воле, выполнив отведенную ей функцию контролера и убедившись, что транзит власти в стране прошел без осложнений. Или же просто устав от политических игр. Что мешает ей оставить политику и заняться, к примеру, управлением делами своего медиахолдинга? Тем не менее кажется маловероятным, что мы больше ничего не услышим о старшей дочери елбасы в контексте казахстанской политики.

 

Курс на обновление и единство

 

Новый спикер сената Маулен Ашимбаев станет самым молодым в истории Казахстана (ему 49 лет). А назначение Даурена Абаева (41 год) на место бывшего первого заместителя руководителя администрации президента и приход Аиды Балаевой (45 лет) на должность министра информации и общественного развития вместо Абаева только подтверждают, что в стране взят курс на омоложение элит.

Кадровые перестановки на ключевых позициях внутриполитического блока также свидетельствуют о консолидации власти вокруг нынешнего президента. Новые назначенцы являются членами политического совета партии «Нур Отан». А сам Ашимбаев, занявший вторую конституционную позицию в стране, хорошо знаком с президентом и был главой его избирательного штаба весной прошлого года. Кроме того, Ашимбаев может посодействовать проведению через парламент нужных для администрации Токаева законопроектов.

Между тем усиление позиций Касым-Жомарта Токаева вряд ли происходит вопреки воле Назарбаева. Для реализации намеченных елбасы реформ нужна монолитность власти.

«Надеюсь, все досужие фантазии некоторых экспертов развеяны. Эксплуатация “анализа” в духе мифических рассуждений о “двоевластии” и “внутренних конфликтах” — это не что иное, как подстройка под ожидания и общественный запрос на остросюжетную политику. Надо четко понимать, что нет “старой” или “новой” стратегии, нет “старой” или “новой” команды. Есть единый генеральный курс развития, ориентированный на системные реформы и перемены в новых условиях», — уверен казахстанский политолог Уразгали Сельтеев.

Однако отсутствие войны кланов и глобального раскола казахстанских элит еще не значит, что в стране не ведется внутриполитическая борьба. Она есть и будет только нарастать по мере приближения новых президентских выборов.

«После того как Касым-Жомарт Токаев был избран президентом, многие сочли, что он передаст власть кому-то из семьи Назарбаевых в течение года. Но я думаю, что политическая борьба сейчас ведется не вокруг фигуры Токаева, а вокруг фигуры следующего кандидата на пост президента. В ближайшие пять лет Токаев останется на позициях главы государства, а дальше политические элиты начнут вести борьбу, чтобы продвинуть своего кандидата на президентский пост. При этом многое будет зависеть от здоровья елбасы», — говорит Аскар Нурша.

 

Внешнее влияние исключено

 

Влияние внутренних кадровых перестановок во власти на внешнюю политику Казахстана вряд ли будет существенным. Несмотря на то что Токаеву часто вменяют прокитайскую ориентацию, позиции КНР в Казахстане не так сильны, как принято думать. Уровень госдолга Казахстана перед Китаем существенно ниже, чем в соседних государствах Центрально-Азиатского региона, и не превышает 10% общего долга страны. По данным американского доклада «Кредитование Китаем зарубежных стран» главными должниками КНР в регионе остаются Киргизия (пятое место) и Таджикистан (20-е место). Задолженность Республики Казахстан перед Пекином в прошлом году составила 11 млрд долларов. Для сравнения: Нидерландам страна должна почти 50 млрд долларов, а Великобритании — 21,5 млрд долларов.

Кроме того, Казахстан сам старается всячески пресекать слухи о зависимости страны от Китая. Например, в середине апреля Нур-Султан направил в Пекин ноту протеста из-за публикации на крупнейшей китайской онлайн-платформе Sohu.com статьи под названием «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай». В публикации утверждалось, что «исторически территория Казахстана принадлежала Китаю, а Казахстан был вассалом империи Цин». Это заявление вызвало бурю критики со стороны руководства РК, в том числе самого президента.

Согласно «Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы», первым приоритетом страны в области региональной и многосторонней дипломатии остается дальнейшее развитие союзнических отношений с Россией. Китай идет на втором месте, на третьем — расширение стратегического партнерства с США. Между тем влияние на внутреннюю политику и кадровые перестановки в высших эшелонах казахстанской власти из-за рубежа, в том числе со стороны Кремля, полностью исключено. Даже о старте транзита высшей власти в РК президент России Владимир Путин узнал постфактум, во время телефонного разговора с елбасы после его обращения к казахстанцам. Как отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, кадровые вопросы — абсолютно внутреннее дело Казахстана. И в Кремле не считают возможным каким-либо образом это комментировать.