По мнению профессора норвежского университета Агдера Илан Кельмана, безопасная добыча нефти в Арктике невозможна в принципе. По крайней мере, невозможна сейчас, потому что этот регион несмотря на существенные изменения климата в последние годы остается очень тяжелым для человека.
В открытом письме правительству Норвегии Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис и организация «Природа и молодежь» напоминают, что во всех 24 предыдущих нефтяных разрешениях, выданных в 2002-19 гг., правительство разрешало добычу нефти в тех районах, против которых решительно выступало правительственное агентство, отвечающее за сохранность Арктики.
Кельман, например, считает, что пока нет эффективной технологии борьбы с разливами нефти в условиях Арктики, нет даже смысла говорить о добыче нефти в северных широтах.
Парламент королевства более тридцати лет назад открыл для нефтяников почти все Баренцево море, за исключением его юго-восточной части. Работы в этой части моря были разрешены в 2013 году после подписания с Россией соглашения о морских границах в регионе.
Согласно Шпицбергенскому трактату, подписанному 46 государствами, архипелаг Шпицберген принадлежит Норвегии, но с некоторыми оговорками. Так, договор регулирует вопросы милитаризации островов и разрешает всем подписантам коммерческую деятельность в его водах. Правда, последним пунктом пока пользуются лишь Норвегия и Россия.
Не удивительно, что решение о добыче нефти на крайнем севере может ухудшить отношения с Москвой, для которой этот регион имеет очень большую стратегическую важность. В последние годы Россия модернизировала свой северный атомный подводный флот и усилила военное присутствие на расположенном недалеко от Шпицбергена архипелаге Земля Франца-Иосифа.
Последний срок подачи заявок на разработку месторождений нефти на крайнем севере – начало 2021 года. В Осло предполагают, что вскоре после тендера начнутся работы.