Как заявил накануне посол Белоруссии в России Владимир Семашко, он рассчитывает на подписание уже сегодня, в четверг, 24 декабря 2020 года, контракта с «Газпромом» о поставках газа в 2021 году. По крайней мере он «надеется на это», а пока, по словам посла, ведутся «рабочие переговоры», которые должны подойти к логическому концу.
Переговоры ведутся между «Газпромом» и компанией «Газпром трансгаз Беларусь». Цена на поставку российского газа в этом году для Белоруссии составляет 127 долларов за 1 тысячу кубометров, и Минск настаивает на ее снижении.
«Хотелось бы надеяться, что в последний раз в этом году, чтобы мы завтра подписали документ», — передает «Прайм» сказанные в среду слова Владимира Семашко, который находится с рабочим визитом в Волгограде.
Переговоры по стоимости контрактного газа на 2021 год — это обычная процедура, так было и в прошлом году, и так же принималось все в ускоренном порядке аккурат к Новому году, отмечает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Но для Белоруссии обсуждение конечной цены — крайне болезненный вопрос, поскольку союзное государство придерживается позиции ускоренного формирования единого рынка энергоносителей со справедливой и более лояльной ценой, чем та, по которой белорусская сторона сейчас расплачивается за газ. Белоруссия в своей риторике неоднократно критиковала российские СМИ за то, что в большинстве случаев они пишут, будто сосед РФ регулярно выпрашивает скидку. Речь, по мнению белорусской стороны, не об этом, а о формировании справедливого ценника.
В частности, Белоруссия намекает на то, что Россия не стремится выполнять своих обещаний по части формирования единого рынка газа и электроэнергии, хотя это было одно из ключевых условий при продаже 100% «Белтрансгаза» в пользу «Газпрома». С другой стороны, реально обязывающих российскую сторону документов по формированию единого рынка подписано не было. Поэтому-то Москва и уклоняется от обещаний, и это тоже в своем роде вполне справедливо.
По мнению Антонова, «переговоры по стоимости газа пойдут в штатном режиме, но учитывая эксцентричную позицию Белоруссии, вполне возможно, что сегодня решение может быть и не принято. Но, вероятнее всего, до 31 декабря соглашение будет подписано. Конечную стоимость газа для Белоруссии при этом спрогнозировать сложно. С одной стороны, еще больше понижать цены “Газпрому” не выгодно, ведь компания финансирует достройку “Северного потока — 2” из своих средств, и все это происходит на фоне объемной инвестпрограммы», — говорит он.
При этом у Белоруссии также есть несколько козырей — как геополитических, так и по транзиту газа и нефти в сторону Евросоюза. Но в итоге, считает Антонов, цена может остаться примерно в прежних рамках, но с небольшой корректировкой — то есть она останется в коридоре 127-130 долларов за 1 тысячу куб.
Кстати, обращает внимание управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко, Белоруссия и «Газпром» ведут переговоры уже второй месяц. Они стартовали после того, как Минск погасил долги за поставленный ранее газ. Этот рынок сбыта дает России небольшую, но все же прибыль. При этом Россия поставляет соседу газ заметно ниже рынка — по 127 долларов за тысячу кубометров (для сравнения, для Европы российский газ стоит 200 долларов).
В 2021 году, по мере восстановления экономики, ожидается, что цены на сырье, включая газ, будут расти. Таким образом, подписав контракт на тех же условиях, Белоруссия по-прежнему будет получать выгодные цены, однако ранее белорусское руководство заявило, что «справедливая» цена находится на отметке 80 долларов. Намерение сбить цену вполне понятно — экономика Беларуси находится в руинах, говорит эксперт.
Может ли позволить себе такие щедрые скидки «Газпром»? Вряд ли, полагает он, так как пандемия существенно повлияла на «здоровье» «Газпрома». Согласно отчету за третий квартал, общая выручка от продаж снизилась на четверть по сравнению с прошлым годом. При этом чистая выручка от продаж газа упала на 30%. Кроме того, «Газпром» никак не может достроить «Северный поток — 2» под давлением санкций со стороны США.
Мало сомнений, что соглашение будет подписано, однако вопрос газовых скидок будет находиться не в области экономики, а политики, и он состоит в том, на какие уступки готова пойти Белоруссия. Высок шанс, заключает Алексей Кириенко, что у Москвы достаточно рычагов воздействия на соседа, и скидка, если она будет, может оказаться минимальной.