Большая тройка американских автопроизводителей объявила, что снижает производство в феврале на ряде заводов в США, Канаде и Мексике. Причина простая. Во всем виноват серьезный дефицит полупроводников и чипов, которые все больше становятся незаменимыми при сборке современного автомобиля. Их важность растет прямо пропорционально росту применения компьютерных технологий и информационных систем в автомобильной промышленности.
Кроме всего прочего, нынешний дефицит полупроводников наглядно показывает всю сложность цепочек поставок полупроводников.
«Полупроводники — это новая нефть, — объясняет в аналитической записке для клиентов инвестиционной компании TS Lombard Рори Грин. — Быстрый рост интернета вещей поставил полупроводники впереди нефти в списке необходимых ингредиентов для роста».
По оценкам TS Lombard, стоимость импорта полупроводников в Китае превышает стоимость импорта нефти пять лет назад.
Так же, как ОПЕК еще в недавнем прошлом, Тайвань и Южная Корея являются сейчас почти монополистами на рынке полупроводников. Достаточно сказать, что их совместная доля на рынке чипов процессоров составляет сейчас 83%, а чипов памяти — 70%.
Соединенные Штаты остаются лидером в разработке и продаже полупроводников, однако их производство переместилось сейчас в основном в Азию. То, что Америка продолжает лидировать в исследованиях и разработках, но львиная доля чипов сейчас производится в Азии, признает и Ассоциация полупроводниковой промышленности США (SIA). Желание уменьшить расходы за счет переноса производства в Азию, где стоимость рабочей силы значительно ниже, чем в США, привела к нынешнему кризису.
Дефицит полупроводников крайне негативно сказывается на американской автомобильной промышленности. Так, GM подтвердил на прошлой неделе, что автозаводы в Фэйрфаксе (США, Канзас), Ингерсолле (Канада) и Сан-Луис-Потоси (Мексика) сократят количество собираемых автомобилей.
8 февраля на три недели из-за нехватки полупроводников закрывается завод в канадском Виндзоре, на котором собираются Chrysler Pacifica, Chrysler Voyager и Dodge Grand Caravan.
Ford на этой неделе сокращает количество смен с двух до одной на заводах в Дедборне и Канзасе, где выпускают пикапы F-150.
«Ситуация с полупроводниками постоянно меняется, — объясняет финансовый директор Ford Джон Лолер, — поэтому преждевременно пытаться оценить последствия этого дефицита для всего года. Тем не менее, предварительные данные от поставщиков позволяют предположить, что объем нашего производства в первом квартале будет на 10-20% ниже планируемого».
Конечно, говорить о точности расчетов не приходится, но некоторые аналитики полагают, что в результате таких форс-мажорных обстоятельств выручка Ford по результатам всего 2021 года может снизиться на 1-2,5 млрд долларов.
Естественно, законодатели от «автомобильных» штатов бьют тревогу и призывают президента Байдена незамедлительно принять меры.
«Этот дефицит угрожает постпандемическому восстановлению нашей экономики, — говорится в письме, подписанном сенатором от Мичигана Гари Петерсом и полутора десятком других законодателей. — Особенно тяжелыми будут последствия в главных автопроизводящих штатах, к каким относится Мичиган».