Ровно 60 лет назад, спустя полтора десятилетия после той войны, когда пережила свое второе рождение наша страна, 12 апреля 1961 года мы смогли показать, что не только умеем побеждать в войнах, но и способны на умопомрачительные, эпохальные технологические прорывы. Тот легендарный полет Юрия Гагарина и по сей день укрепляет веру в себя у всех последующих поколений космонавтов и астронавтов.
Насколько мы сегодня технологически способны завоевывать все новые пяди космоса, готова ли наша страна к мировой гонке освоения других планет в поисках редчайших полезных ископаемых и мест для будущих внеземных баз? Для всего этого России сегодня нужные новые носители, двигатели, и, особенно, новая школа конструкторов, заявили в беседе с Expert.ru космонавты.
Гагарин и его поколение были первыми. Насколько они не боялись этого «безумного» свершения? Ведь ранее до них этого не делал никто. Во многом ,это был билет в одну сторону. Что двигало этими детьми той большой войны? Наверное, ответ и кроется в том, что это были дети героев.
«Конечно, Сергей Королев, а также Гагарин и его поколение понимали всю опасность задумки, подвига. Но наш советский человек привык к тому, что мы трудностей не боимся и полетим хоть к черту. Мы ведь даже собрались было лететь на корабле, который, предположительно, должен был облететь Луну. Шаталов, Елисеев и все остальные», — вспоминает в беседе с Expert.ru советско-российский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственных премий СССР и РФ Виктор Савиных. «Когда мы летали с Джанибековым, про нас тоже поговаривали, что у нас билет в одну сторону. Но ничего, как-то справились», — сказал Савиных.
Космонавтам и астронавтам теперь уже сравнительно легко отправляться на орбиту: ведь если будет какой-то сбой, то, в любом случае, в их багаже опыт свыше пятисот тех, кто до них побывал в космосе за эти долгие шестьдесят лет. У Юрия Гагарина и его поколения предшественников не было: они были пионерами. Как говорят сегодня европейские астронавты, чем ближе к старту, тем сильнее начинаешь ценить подвиг Гагарина, совершенный им в далекий погожий апрельский день.
В особенности теперешних покорителей космического пространства поражает то, на какой технике и в каких условиях был осуществлен первый полет человека в космос. Техника в те времена была на таком уровне, что все могло «благополучно» обернуться катастрофой в самый неподходящий момент.
Чего стоит только то, что при возвращении первого космонавта приборно-двигательный отсек не отделился от корабля, и последний вращался, можно сказать, на грани допустимого. И только лишь после того, как сгорели крепления, спускаемый аппарат принял «нужное» положение. Гагаринский героизм усиливает еще и тот факт, что посланец из СССР катапультировался, а не «комфортно» приземлился в спускаемом аппарате.
Этот первый полет был днем победы нашей страны прежде всего над собой, это была уже новая победа — победа технологически мощной страны, говорит космонавт Виктор Савиных. Особенно это ценно в условиях колоссальной послевоенной разрухи. «Страна пережив такую бойню, умудрялась развиваться, строиться», — отмечает Савиных.
Первый полет Гагарина он молодым парнем встретил в рядах Советской армии, рассказывает космонавт. «Это все произошло утром 12 апреля 1961 года. Дневальный вбежал в казарму и кричит: «Боевая тревога!». Мы повыскакивали в коридор, стоим и ждем решения командира. И в какой-то момент из бумажного репродуктора зазвучал вещающий о событии голос Левитана. Трудно передать словами то состояние сейчас. И после этого окрик:«Отбой тревоги, все на митинг!». «Вот так я встретил этот день новой победы нашей страны», — сказал Савиных. Впоследствии он и Владимир Джанибеков прославятся в качестве экстремалов, достойных подвига Гагарина — они станут спасателями «мертвой» станции «Салют-7».
Сам Гагарин изначально мечтал покорять Арктику на самолетах, как и его кумир — легендарный Валерий Чкалов. Об этом рассказывал прессе тех лет сам космонавт. «Перед поколением Гагарина стояло целое поколение военных героев. Это ощутимо вдохновляло их на самые невероятные подвиги, — рассказал лётчик-космонавт Российской Федерации и герой России Михаил Корниенко. — Примеров геройских к 1961-му году было предостаточно. Им было от кого отталкиваться».
«Сегодня нам немного должно быть стыдно, что мы утратили по разным причинам первенство в освоении космоса, — говорит космонавт Корниенко. — Хотя, признаться, пока мы не так сильно отстали, как это иногда кажется. Некоторое отставание намечается. Но нет повода заламывать руки и рвать волосы. При этом это повод задуматься и нарастить усилия. Конкуренты нам только китайцы и американцы. Нам же сегодня нужны новые ракеты-носители. Далеко не всякая страна на них способна».
А пока гонка за освоение космического пространства и других планет мало-помалу нарастает. В последнее время даже воскресли имеющие теоретическое обоснование разговоры о полетах к Венере. К слову, пилотируемый облёт Венеры рассматривался НАСА еще в середине 1960-х годов, но осуществлен так и не был. «Полет же на саму Венеру, увы, фантазии: огромная температура и громадное давление на поверхности будут этому катастрофической помехой, — говорит космонавт Михаил Корниенко». Зато пилотируемый полет на Марс, по словам космонавта, очень даже реален, но «лишь после того, как мы решим общечеловеческие дрязги». «Луна и Марс — наиболее перспективные цели для подвигов новых космонавтов и астронавтов», — убежден Корниенко. По его мнению, полет на Луну обошелся бы нам дешевле, чем на Марс. «Полет на Луну реальнее и осуществимее всего остального», — уверен российский космонавт.
«Но полет на Луну сегодня по-прежнему сверхзатратный проект, который, на мой взгляд, не в состоянии потянуть даже США. Они это с трудом смогут, если вообще смогут, — говорит Михаил Корниенко. — сегодня полноценного тяжелого носителя нет ни у кого. А без таких ракет-носителей продолжать дальнейшее освоение космоса проблематично».
По словам космонавта, в настоящее время проект такой ракеты в России разрабатывается, но пока все это остается лишь на бумаге.
А в это время у разных стран все больше зреют планы на добычу полезных ископаемых, которые на Земле в перспективе начнут заканчиваться, а также перспектива создания колоний землян на других планетах. «Однако без новых средств доставки и сверхновых двигателей реализация этих целей невозможна, поскольку это категорически не окупится. Даже доставка каких-нибудь алмазов с Луны — все еще исключительно нерентабельное занятие, — отмечает космонавт Михаил Корниенко. — Пока же космическая отрасль нашей и других стран мечтает о построении марсианской базы, что будет стоить еще намного дороже».
«Видимо, марсианская база и возможна. Но это будет стоить неимоверных усилий и придется понести неимоверные затраты, — говорит космонавт. — Пока же нам необходимо решить вопросы с эргономикой космических станций, более приспособленных для дальних перелетов человека. Вместимость кораблей (тех же «Союзов») сегодня очень маленькая — еле влезают три человека».
Корниенко обнадежил, что в настоящее время эти проблемы потихоньку все же решаются. «Ведется разработка того же корабля "Орел", в который будут помещаться уже пять человек. Сегодня разрабатывается и новейший носитель», — отметил Корниенко. Все это, по его мнению, позволит постепенно решать все те проблемы, которые сегодня стоят у тех, кто мечтает покорять другие планеты, высаживаться на астероидах, добывать ресурсы с других космических тел.
По словам Виктора Савиных, сегодня даже МКС уже пора заменять на что-то более прогрессивное. «Но для преодоления нашего технического отставания требуется новая школа конструкторов», — резюмировал космонавт.