На сегодня в России существует два типа «поставщиков» МВА — самостоятельные бизнес-школы и «университетские», образованные также по западному принципу. Самостоятельные школы реализуют программы и курсы исключительно дополнительного профессионального образования. В качестве примера классической университетской бизнес-школы можно привести Высшую школу бизнеса НИУ ВШЭ — по сути, это школа внутри университета, в которой объединены все программы и курсы по бизнесу любого уровня обучения.
Кстати, в свое время ВШЭ одной из первых «привела» МВА на рынок бизнес-образования России. Программы «росли и развивались» нога в ногу с отечественным бизнесом — новые форматы, лучшие образовательные технологии, непрерывная актуализация содержания. Плюс колоссальные ресурсы ведущего экономического вуза страны: материальные, интеллектуальные, партнерско-дружеские связи с бизнесом. Все это сформировало целую «экосистему МВА», сердцем которой является экспертное сообщество заслуженных профессоров и преподавателей-практиков ВШЭ.
МВА-образование охватывает основные функциональные области менеджмента — стратегическое управление, маркетинг, финансы, IT и другие. Этим областям соответствуют специализации программ МВА.
Выбор нужной специализации всегда определяется личными устремлениями слушателя, к примеру:
— МВА «Стратегия»— классический курс обучения, построенный на базе фундаментальной теории управления. Рекомендован тем, кому нужно комплексно «прокачать» понимание менеджмента как системы;
— МВА «Маркетинг и продажи»— подходит как рядовым маркетологам, желающим повысить квалификацию, так и генеральным директорам, ориентированным на развитие бизнеса через трансформацию системы маркетинга и продаж;
— МВА «Финансы»— подготовка финансовых директоров, способных ответить на вызовы резко меняющихся условий экономики.
— МВА «Стратегическое управление информационными системами (CIO)» и МВА «Бизнес-аналитика»— программы MBA-IT, рекомендованы менеджерам, планирующим вывести организации на новые уровни конкурентоспособности и качества деятельности на основе применения современных цифровых и информационных технологий.
Существуют и появляются под запрос времени и бизнес-среды и другие специализации — операционный менеджмент, управление человеческими ресурсами.
В заключение ответим на главный вопрос: кто в России научит бизнесу? Казалось бы, очевидно: хорошая российская бизнес-школа и нужная программа МВА.
Однако сделаем следующую смысловую ремарку. Бизнес-школа не научит вас «делать» бизнес, бизнес-школа «апгрейдит» и структурирует ваши знания, даст новые, научит мыслить другими категориями и масштабами. И в конечном счете сэкономит ту часть жизни, которую вы бы потратили на совершение ошибок, рефлексию и их исправление.