Кто в России научит бизнесу

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
14 июня 2021, 00:00

Бизнес-образование в России сравнительно «молодое» понятие — в нашу жизнь оно устойчиво вошло в середине 1990-х, когда перед экономикой встала необходимость быстро и качественно готовить управленцев новой формации. Ответом на этот запрос стала калька с образовательных программ западных бизнес-школ, выпускники которых получали престижную степень Master of Business Administration, — программа МВА.

На сегодня в России существует два типа «поставщиков» МВА — самостоятельные бизнес-школы и «университетские», образованные также по западному принципу. Самостоятельные школы реализуют программы и курсы исключительно дополнительного профессионального образования. В качестве примера классической университетской бизнес-школы можно привести Высшую школу бизнеса НИУ ВШЭ — по сути, это школа внутри университета, в которой объединены все программы и курсы по бизнесу любого уровня обучения.

Кстати, в свое время ВШЭ одной из первых «привела» МВА на рынок бизнес-образования России. Программы «росли и развивались» нога в ногу с отечественным бизнесом — новые форматы, лучшие образовательные технологии, непрерывная актуализация содержания. Плюс колоссальные ресурсы ведущего экономического вуза страны: материальные, интеллектуальные, партнерско-дружеские связи с бизнесом. Все это сформировало целую «экосистему МВА», сердцем которой является экспертное сообщество заслуженных профессоров и преподавателей-практиков ВШЭ.

МВА-образование охватывает основные функциональные области менеджмента — стратегическое управление, маркетинг, финансы, IT и другие. Этим областям соответствуют специализации программ МВА.

Выбор нужной специализации всегда определяется личными устремлениями слушателя, к примеру:

МВА «Стратегия»— классический курс обучения, построенный на базе фундаментальной теории управления. Рекомендован тем, кому нужно комплексно «прокачать» понимание менеджмента как системы;

МВА «Маркетинг и продажи»— подходит как рядовым маркетологам, желающим повысить квалификацию, так и генеральным директорам, ориентированным на развитие бизнеса через трансформацию системы маркетинга и продаж;

МВА «Финансы»— подготовка финансовых директоров, способных ответить на вызовы резко меняющихся условий экономики.

МВА «Стратегическое управление информационными системами (CIO)» и МВА «Бизнес-аналитика»— программы MBA-IT, рекомендованы менеджерам, планирующим вывести организации на новые уровни конкурентоспособности и качества деятельности на основе применения современных цифровых и информационных технологий.

Существуют и появляются под запрос времени и бизнес-среды и другие специализации — операционный менеджмент, управление человеческими ресурсами.

В заключение ответим на главный вопрос: кто в России научит бизнесу? Казалось бы, очевидно: хорошая российская бизнес-школа и нужная программа МВА.

Однако сделаем следующую смысловую ремарку. Бизнес-школа не научит вас «делать» бизнес, бизнес-школа «апгрейдит» и структурирует ваши знания, даст новые, научит мыслить другими категориями и масштабами. И в конечном счете сэкономит ту часть жизни, которую вы бы потратили на совершение ошибок, рефлексию и их исправление.