На совещании у первого замглавы аппарата кабмина Валерия Сидоренко обсудили вопрос облегченного взимания долгов по обязательным платежам с компаний-исполнителей госконтрактов. Соответствующие изменения потребуют внесения поправок в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пишут «Известия».
В правительстве подтвердили, что работа над поправками ведется. Федеральной налоговой службе (ФНС) и Минфину было поручено до 11 июня рассмотреть целесообразность внесения изменений. Если они будут приняты, то задолженность у исполнителей госконтрактов будет списываться сразу же после оплаты договоров.
В Минфине, впрочем, уточнили, что закон о закупках для государственных и муниципальных нужд не регулирует вопросы по взысканию и зачислению задолженностей в бюджеты. В рамках действующих норм, лицо, имеющее задолженность перед государством, не может быть участником закупки и исполнителем по контракту. Таким образом, внесение изменений считается нецелесообразным, добавили в министерстве.
Мы спишем, а вы можете жаловаться
Правительство активно ищет новые способы восполнения снизившихся налоговых поступлений, комментирует предложение главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Но с его точки зрения, автоматическое изъятие задолженности при подписании госконтрактов внутренне противоречиво, потому что одним из основных требований к господрядчикам является именно изначальное отсутствие долгов перед государством.
Что тогда взыскивать, спрашивает эксперт. Может быть, речь идёт о том, чтобы допустить всё же должников к госконтрактам, и при заключении нового договора оставить за госорганами возможность при его оплате сразу забрать назад сумму долгов? Но тогда есть высокая вероятность, что у подрядчика не хватит средств для выполнения заказа — такая практика поставила бы под удар всю систему госконтрактов и их реализации, считает Гойхман.
И еще: налоговая задолженность очень часто бывает спорной. У налогоплательщика есть естественное право оспаривать её в суде, и безакцептное взыскание вошло бы в противоречие с этим правом. Такой конфликт — удар по гражданско-правым отношениям и подрыв доверия бизнеса к государству, уверен Гойхман. В очередной раз было бы нарушено равновесие между сторонами экономического взаимодействия в сторону административного диктата государства. Реализация подобных новаций способна нанести сильный ущерб не только заинтересованности и стимулам предпринимательства, но и системе госзакупок в целом.
Очень деньги нужны
На фоне третьей волны эпидемии вполне понятна встревоженность правительства насчет перспектив бесперебойности бюджетных поступлений, говорит преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Профильные ведомства, обеспокоенные тем, что могут не досчитаться обязательных платежей, в полном соответствии с логикой обращаются к тем сферам, где они могут диктовать условия бизнесу. Госзаказы — одна из таких сфер. Но реализация рассматриваемого правительством принципа автоматического списания долгов при поступлении средств по контракту может иметь обратный, негативный эффект.
Конкуренция на получение государственных контрактов среди предпринимателей достаточно высока, отмечает эксперт. Это создает условия для эффективного отбора кандидатов, наиболее соответствующих предъявляемым требованиям. Но сами подрядчики (особенно в сфере оборонных заказов) связаны рядом жестких условий, ограничивающих свободу коммерческого маневра. Это касается в том числе границ, связанных с импортозамещением, сужающих круг промежуточных поставщиков и ужесточающих требования к финансовой состоятельности претендентов — в частности, об отсутствии налоговой задолженности. То есть, система отбора заранее предполагает, что исполнителем госконтракта может выступать только экономически устойчивый, добросовестный налогоплательщик.
Разумеется, признает Анатолий Гожий, неопределенность, связанная с нарастанием третьей волны эпидемии коронавируса, создает угрозу сбоев в системе межхозяйственных связей и может послужить предпосылкой для ухудшения финансового положения участников системы госзаказов. Особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса, долю которого, в структуре госзакупок предполагается постоянно увеличивать. Предлагаемый же подход абсолютно неприемлем для небольших организаций, деятельность которых, преимущественно, строится на обороте, убежден эксперт.
Все это вкупе ставит под угрозу исполнение программы увеличения доли малого и среднего бизнеса в системе госзакупок. Более того: крупные подрядчики, потенциально ограниченные в свободе распоряжения своими денежными средствами в рамках отчетного финансового периода, частично потеряют свободу экономического маневра. Последствием станет существенное снижение уровня конкуренции в тендерах на госзаказы.
Подобного рода новации требуют соответствующих изменений Налогового кодекса. Но так или иначе, полагает Гожий, реализация инициативы не будет способствовать ни собираемости обязательных платежей, ни росту предпринимательской активности в отечественной экономике.