Многострадальная Токийская Олимпиада, кстати, уже вторая по счету для японской столицы, была отложена на год. В начале 2021 года, когда появились вакцины и началась вакцинация, организаторы и МОК воспрянули духом. Однако все последние недели эпидемиологическая обстановка как в Японии в целом, так и конкретно в Токио оставалась очень сложная. В последнее время в стране и столице резко увеличилось количество новых заражений. Правда, здесь следует помнить, что речь идет о сильной вспышке по меркам азиатских стран, где единичные и уж тем более десятки заражений уже считаются «ЧП». На Западе на такую вспышку, возможно, и не обратили бы внимания.
В минувшие выходные в Олимпийской деревне был выявлен первый больной коронавирусом. Всего же в Японии, где до 22 августа действует режим чрезвычайного положения, кстати, уже четвертого за полтора года пандемии, более 70 заражений, связанных с Олимпиадой.
Спортивные чиновники и власти Японии уверены в том, что Олимпиаде быть. В немалой степени из-за бюджета Игр, который уже раздулся до рекордных 15,4 млрд долларов. Причем, на кону стоит еще немало миллиардов, которые не получат организаторы и МОК в случае отмены Игр.
В первую очередь, это 7,75 млрд долларов, которые стоят права на трансляцию главных спортивных состязаний планеты. Нынешнее соглашение между МОК и американской телекомпаний NBC, обладающей эксклюзивными правами на освещение Олимпиады, кстати, действует до 2032 года.
В NBC надеются, что интерес рекламодателей, главный источник доходов телевизионщиков, к Олимпиаде из-за пандемии не упадет, потому что спорт и в такие тяжелые времена, как сейчас, привлекает к телевизорам многомиллионную аудиторию. И все же подавляющее большинство специалистов считает, что таких больших доходов от рекламы, как на прошлой Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, не будет.
МОК и организаторы тем более не хотят терять эти 8 миллиардов, потому что они уже лишились приблизительно 815 млн долларов, которые принесли бы им зрители на трибунах стадионов и спортивных арен. Напомним, МОК и организаторы сначала закрыли стадионы для иностранных болельщиков, а затем расширили запрет и на японских поклонников спорта.
МОК в свое время разработал правила проведения Олимпиады касательно безопасности. Это, например, ежедневные анализы слюны, которые будут брать у всех участников Игр. У атлетов с подозрительными анализами будут брать и привычные мазки уже из носа.
Для ограничения контактов победителям придется самим разбирать медали со специального подноса. Естественно, церемонии награждения будут проходить без традиционных рукопожатий и объятий с поцелуями. Нарушителей беспрецедентных мер безопасности ждет немедленная отправка домой.
Олимпиаде не везет, даже если забыть о пандемии. 13 июля только что приехавший в Токио президент МОК Томас Бах, например, нечаянно, конечно, назвал японцев… китайцами. Естественно, не только из-за этой оговорки, но главным образом из-за продавливания Олимпиады Баха очень не любят японцы, в большинстве своем возражающие против проведения Олимпиады и требующие ее отмены.
Готовясь к Играм, организаторы понесли существенные потери. Кроме главы Оргкомитета Йоширо Мори в феврале этого года, со своего поста официального композитора летних Игр из-за сексуального скандала был вынужден уйти 19 июля известный японский музыкант Кейго Оямада.
Главный спонсор XXXII Олимпиады – автогигант Toyota ограничит свое присутствие на ней, потому что чрезмерная реклама может негативно отразиться на ее бизнесе на родине. Правда, эти ограничения коснутся только Японии, в других странах рекламная кампания пройдет по плану.
Остальные спонсоры Олимпиады, которые имеют обширные интересы и присутствие в Стране восходящего солнца, вполне могут последовать примеру Toyota из-за очень сильного противодействия, которое вызывают Игры в Японии.
«Спорт будет главной темой (Игр),- говорит маркетолог Рональд Гудстайн, который советует спонсорам набраться терпения,- но далеко не единственной».
Он советует дождаться окончания первой недели соревнований в Токио и посмотреть, каким будет общественное мнение. Если вспышки пандемии не будет и мнение будет положительным, то можно провести рекламную кампанию и наверстать упущенное.
Убытки понесут не только МОК и организаторы Игр, но, конечно, и спортсмены. Американские атлеты получат, к примеру, ок. 37,5 тыс. долларов за золотую медаль, 22,5 тыс. за серебряную и 15 тыс. за бронзовую. Однако львиная доля олимпийских бонусов для них всегда составляли деньги от рекламных контрактов, которые с ними после их побед заключают крупные компании. С учетом же очень тяжелой эпидобстановки с коронавирусом в целом на планете скорее всего в этот раз контракты принесут победителям значительно меньше денег, чем на прошлых Играх.